Классики и патриотизм
Создана: 10 Октября 2015 Суб 22:40:46.
Раздел: "Политика"
Сообщений в теме: 115, просмотров: 20338
-
Навеяно вопросом уважаемого k9zxc про афоризм Салтыкова-Щедрина "Когда в России начинают говорить о патриотизме, знай: где-то что-то украли".
Вопрос насчет цитаты оказался более интересным и интригующим, чем я предполагала... Тем более что, как посмотрю, на определенной (ура-патриотической) направленности форумах сейчас стало очень модным цитировать один и тот же текст о том, что, мол, ни в одном из произведений Щедрина такой цитаты нет, такшта это клятые либерасты выдумали и теперь цитируют бессовестно непонятно чью фразу, прикрываясь светлым именем классика.
Тут такое дело... Афоризмы - это цитаты не только из литературных произведений, но и из публицистики, личной переписки... разговоров, в конце концов. Возможно, действительно только приписывается Щедрину. Возможно, где-то кому-то сказал/написал, а потом фраза пошла в народ. Интересная (и, на мой взгляд, вполне могущая оказаться правдой) версия высказана здесь: [внешняя ссылка]
Полный текст "Благонамеренных речей": [внешняя ссылка]
Еще довольно много рассуждений о патриотизме у Щедрина в статье "Признаки времени. Сила событий: [внешняя ссылка]
Ну и самое интересное, на что я наткнулась в ходе поисков, это сборник цитат нескольких русских классиков о патриотизме. Прелюбопытнейшее чтение, особенно господам ура-патриотам рекомендую. [внешняя ссылка]
На всякий случай, ежели вдруг ссылка перестанет работать, копирую текст (под спойлером).
В эти дни в Госдуме лежит проект закона, в котором впервые отдельной строкой бюджета пропишут расходы на НКО, «воспитывающие патриотизм». Я лично думаю, что миллионы рублей лучше было бы потратить на детские приюты, а в рамках «патриотического воспитания» выделить совсем небольшую сумму, на которую напечатать на одной страничке подборку цитат из русских классиков и раздать во всех школах. Ибо воспитанные на русской классике дети будут знать, что нынешний государственный патриотизм — не что иное как признак рабства, лицемерного лакейства и поиска оправданий для отсталости и воровства.
Князь Петр Вяземский. «Многие признают за патриотизм безусловную похвалу всему, что своё. Тюрго называл это лакейским патриотизмом, du patriotisme d’antichambre. У нас можно бы его назвать квасным патриотизмом. Я полагаю, что любовь к отечеству должна быть слепа в пожертвованиях ему, но не в тщеславном самодовольстве; в эту любовь может входить и ненависть. Какой патриот, какому народу ни принадлежал бы он, не хотел бы выдрать несколько страниц из истории отечественной, и не кипел негодованием, видя предрассудки и пороки, свойственные его согражданам? Истинная любовь ревнива и взыскательна».
(«Письма из Парижа»)
Александр Пушкин. «Некоторые люди не заботятся ни о славе, ни о бедствиях отечества, его историю знают только со времени кн. Потемкина, имеют некоторое понятие о статистике только той губернии, в которой находятся их поместия, со всем тем почитают себя патриотами, потому что любят ботвинью и что дети их бегают в красной рубашке».
(Пушкин, «Отрывки из писем, мысли и замечания», 1949, т. 11, с. 56).
Николай Гоголь. «Еще падет обвинение на автора со стороны так называемых патриотов, которые спокойно сидят себе по углам и занимаются совершенно посторонними делами, накопляют себе капитальцы, устроивая судьбу свою на счет других; но как только случится что-нибудь, по мненью их, оскорбительное для отечества, появится какая-нибудь книга, в которой скажется иногда горькая правда, они выбегут со всех углов, как пауки, увидевшие, что запуталась в паутину муха, и подымут вдруг крики: „Да хорошо ли выводить это на свет, провозглашать об этом? Ведь это всё, что ни описано здесь, это всё наше, — хорошо ли это? А что скажут иностранцы? Разве весело слышать дурное мнение о себе? Думают, разве это не больно? Думают, разве мы не патриоты?“ На такие мудрые замечания, особенно насчет мнения иностранцев, признаюсь, ничего нельзя прибрать в ответ».
(«Мёртвые души», глава I)
Виссарион Белинский. «Любовь к отечеству должна выходить из любви к человечеству, как частное из общего. Любить свою родину значит — пламенно желать видеть в ней осуществление идеала человечества и по мере сил своих споспешествовать этому. В противном случае патриотизм будет китаизмом, который любит свое только за то, что оно свое, и ненавидит все чужое за то только, что оно чужое, и не нарадуется собственным безобразием и уродством».
(Белинский, 1874, «Стихотворения М. Лермонтова»).
Михаил Салтыков-Щедрин. «Большинство понимало под словом „патриотизм“ что-то врожденное, почти обязательное. Начальство, соглашаясь с этим определением, прибавляло, что наилучшее выражение патриотизма заключается в беспрекословном исполнении начальственных предписаний. <...> Почти на каждом шагу приходится выслушивать суждения вроде следующих: „правда, что N ограбил казну, но зато какой патриот!“ или: „правда, что N пустил по миру множество людей, но зато какой христианин!“ — и суждения эти не только не убивают нашу совесть, но даже не удивляют нас».
(«Признаки времени. Сила событий», 1870)
Лев Толстой. «Патриотизм, в самом простом, ясном и несомненном значении своем, есть не что иное для правителей, как орудие для достижения властолюбивых и корыстных целей, а для управляемых — отречение от человеческого достоинства, разума, совести и рабское подчинение себя тем, кто во власти. Так оно и проповедуется везде, где проповедуется патриотизм. Патриотизм есть рабство».
(Толстой Л.Н. Полн. собр. соч. В 90 т. М, 1970. Т. 39. С. 65)
Антон Чехов. «Хорош божий свет. Одно только не хорошо: мы. Как мало в нас справедливости и смирения, как дурно понимаем мы патриотизм! Пьяный, истасканный забулдыга муж любит свою жену и детей, но что толку от этой любви? Мы, говорят в газетах, любим нашу великую родину, но в чем выражается эта любовь? Вместо знаний — нахальство и самомнение паче меры, вместо труда — лень и свинство, справедливости нет, понятие о чести не идет дальше „чести мундира“, мундира, который служит обыденным украшением наших скамей для подсудимых. Работать надо, а всё остальное к чёрту. Главное — надо быть справедливым, а остальное всё приложится».
(Из письма Суворину от 9 декабря 1890 г.)
От себя добавлю: с Толстым сложно согласиться... ну да он много чего спорного писал. Если только к слову "патриотизм" прибавить определение "начальственный" - тогда пойдет.
Пы. Сы. Можно было бы тему во "Мнении оппозиции" разместить. Но всех процитированных в статье классиков скопом записывать в оппозиционеры, да еще и к нынешнему режиму... нет, не решусь. -
k9zxc писал :
воооооот, а когда "забывают" указать, что это гипотеза, то получается утверждение, а это - ложь.
Короче - забыл добавить "гипотеза" - значит соврал.
Ты тоже соврал, когда сказал что это ложь. Это ведь гипотеза. Вот если бы ты сказал что это только гипотетически тогда ты бы сказал правду, а так ты соврал не меньше. -
"Пророк" считается классическим с точки зрения описания визионерства поэта. А также описания шаманской болезни -
Хаз-Булат писал :
ну вот тебе раз.. Да как же это не очевидно, что и в Глупове он и есть патриот.
кто более матери-родине ценен: кто глядя на мерзость и гнусность в Отечестве заметит и покажет всем, дабы устыдились и очнулись
или тот кому и гнусность мила, потому как своя, и мерзость украсит национальным орнаментом.
Чем, по моему, отличается чернуха от осознанного патриотизма?
В чернухе дается перечень отрицательных фактов. Они есть, с этим никто не спорит, но когда они выпячиваются и становятся единственныс смыслом произведения, то начинается очернительство.
Патриотизм- это когда в том же городе Глупове можно было объяснить, откуда появляются эти градоначальники, что их порождает система, что эта система калечит людей, что красочно описанные прибабахи персонажей- на самом деле,оборотная сторона их же достоинств, и в других условиях, они могли быть ипользовпны во благо общества. Не так?
Ставится знак равенства между страной и народом, с одной стороны, и правящей системой, которая предназначена для эксплуатации народа и страны.
По-моему,это не совсем правильно.
Да и фактически это не так.
Солоневич как-то высказался по поводу русской литературы, что она ввела в заблуждение российскую власть и всех иностранцев. Они представляли русских как глуповских обываетелей, а в любом кризисе появляется какой- то совершенно озверелый " мюзик а-ля рюс" и трахает все что шевелится до тех пор, пока оно не перестает шевелиться.
Откуда эти хтонические чудища?
Ну нет их ни в литературе, ни в истории государства Российского
" Ты видишь суслика? " -"Нет" - " А он есть"(с) -
Лисовин писал :
Патриотизм- это когда в том же городе Глупове можно было объяснить, откуда появляются эти градоначальники, что их порождает система, что эта система калечит людей...
вспомнился эпизод из "Карнавальной ночи", когда Огурцов редактировал выступление клоунов "если человек морально разложился, об этом надо прямо сказать, а не смеяться...со всей серьёзностью..."
-
Хаз-Булат писал : [
вспомнился эпизод из "Карнавальной ночи", когда Огурцов редактировал выступление клоунов "если человек морально разложился, об этом надо прямо сказать, а не смеяться...со всей серьёзностью..."
Не совсем уловил связь между литературной политической сатирой и клоунадой. Как бы разные жанры. -
k9zxc писал :
Пока нет доказательств или указания на гипотетичность утверждения оно является ложным.
И таки то утверждение - ложь.
Тогда все что говорит кургинян ложь, одни гипотезы без доказательств
Возьмем например то что коммунизм лучше чем капитализм, это же чистая гипотеза, вообще возможность построения коммунистического общества чистая гипотеза -
Ну так с т.з. науки ты врал всем людям, которым говорил о своих чувствах, например. Не все может быть научно исследовано.
А вот
Филоло́гия (от др.-греч. φιλολογία, «любовь к слову») — совокупность наук, изучающих культуру народа, выраженную в языке и литературном творчестве.