Классики и патриотизм
Создана: 10 Октября 2015 Суб 22:40:46.
Раздел: "Политика"
Сообщений в теме: 115, просмотров: 20371
-
Навеяно вопросом уважаемого k9zxc про афоризм Салтыкова-Щедрина "Когда в России начинают говорить о патриотизме, знай: где-то что-то украли".
Вопрос насчет цитаты оказался более интересным и интригующим, чем я предполагала... Тем более что, как посмотрю, на определенной (ура-патриотической) направленности форумах сейчас стало очень модным цитировать один и тот же текст о том, что, мол, ни в одном из произведений Щедрина такой цитаты нет, такшта это клятые либерасты выдумали и теперь цитируют бессовестно непонятно чью фразу, прикрываясь светлым именем классика.
Тут такое дело... Афоризмы - это цитаты не только из литературных произведений, но и из публицистики, личной переписки... разговоров, в конце концов. Возможно, действительно только приписывается Щедрину. Возможно, где-то кому-то сказал/написал, а потом фраза пошла в народ. Интересная (и, на мой взгляд, вполне могущая оказаться правдой) версия высказана здесь: [внешняя ссылка]
Полный текст "Благонамеренных речей": [внешняя ссылка]
Еще довольно много рассуждений о патриотизме у Щедрина в статье "Признаки времени. Сила событий: [внешняя ссылка]
Ну и самое интересное, на что я наткнулась в ходе поисков, это сборник цитат нескольких русских классиков о патриотизме. Прелюбопытнейшее чтение, особенно господам ура-патриотам рекомендую. [внешняя ссылка]
На всякий случай, ежели вдруг ссылка перестанет работать, копирую текст (под спойлером).
В эти дни в Госдуме лежит проект закона, в котором впервые отдельной строкой бюджета пропишут расходы на НКО, «воспитывающие патриотизм». Я лично думаю, что миллионы рублей лучше было бы потратить на детские приюты, а в рамках «патриотического воспитания» выделить совсем небольшую сумму, на которую напечатать на одной страничке подборку цитат из русских классиков и раздать во всех школах. Ибо воспитанные на русской классике дети будут знать, что нынешний государственный патриотизм — не что иное как признак рабства, лицемерного лакейства и поиска оправданий для отсталости и воровства.
Князь Петр Вяземский. «Многие признают за патриотизм безусловную похвалу всему, что своё. Тюрго называл это лакейским патриотизмом, du patriotisme d’antichambre. У нас можно бы его назвать квасным патриотизмом. Я полагаю, что любовь к отечеству должна быть слепа в пожертвованиях ему, но не в тщеславном самодовольстве; в эту любовь может входить и ненависть. Какой патриот, какому народу ни принадлежал бы он, не хотел бы выдрать несколько страниц из истории отечественной, и не кипел негодованием, видя предрассудки и пороки, свойственные его согражданам? Истинная любовь ревнива и взыскательна».
(«Письма из Парижа»)
Александр Пушкин. «Некоторые люди не заботятся ни о славе, ни о бедствиях отечества, его историю знают только со времени кн. Потемкина, имеют некоторое понятие о статистике только той губернии, в которой находятся их поместия, со всем тем почитают себя патриотами, потому что любят ботвинью и что дети их бегают в красной рубашке».
(Пушкин, «Отрывки из писем, мысли и замечания», 1949, т. 11, с. 56).
Николай Гоголь. «Еще падет обвинение на автора со стороны так называемых патриотов, которые спокойно сидят себе по углам и занимаются совершенно посторонними делами, накопляют себе капитальцы, устроивая судьбу свою на счет других; но как только случится что-нибудь, по мненью их, оскорбительное для отечества, появится какая-нибудь книга, в которой скажется иногда горькая правда, они выбегут со всех углов, как пауки, увидевшие, что запуталась в паутину муха, и подымут вдруг крики: „Да хорошо ли выводить это на свет, провозглашать об этом? Ведь это всё, что ни описано здесь, это всё наше, — хорошо ли это? А что скажут иностранцы? Разве весело слышать дурное мнение о себе? Думают, разве это не больно? Думают, разве мы не патриоты?“ На такие мудрые замечания, особенно насчет мнения иностранцев, признаюсь, ничего нельзя прибрать в ответ».
(«Мёртвые души», глава I)
Виссарион Белинский. «Любовь к отечеству должна выходить из любви к человечеству, как частное из общего. Любить свою родину значит — пламенно желать видеть в ней осуществление идеала человечества и по мере сил своих споспешествовать этому. В противном случае патриотизм будет китаизмом, который любит свое только за то, что оно свое, и ненавидит все чужое за то только, что оно чужое, и не нарадуется собственным безобразием и уродством».
(Белинский, 1874, «Стихотворения М. Лермонтова»).
Михаил Салтыков-Щедрин. «Большинство понимало под словом „патриотизм“ что-то врожденное, почти обязательное. Начальство, соглашаясь с этим определением, прибавляло, что наилучшее выражение патриотизма заключается в беспрекословном исполнении начальственных предписаний. <...> Почти на каждом шагу приходится выслушивать суждения вроде следующих: „правда, что N ограбил казну, но зато какой патриот!“ или: „правда, что N пустил по миру множество людей, но зато какой христианин!“ — и суждения эти не только не убивают нашу совесть, но даже не удивляют нас».
(«Признаки времени. Сила событий», 1870)
Лев Толстой. «Патриотизм, в самом простом, ясном и несомненном значении своем, есть не что иное для правителей, как орудие для достижения властолюбивых и корыстных целей, а для управляемых — отречение от человеческого достоинства, разума, совести и рабское подчинение себя тем, кто во власти. Так оно и проповедуется везде, где проповедуется патриотизм. Патриотизм есть рабство».
(Толстой Л.Н. Полн. собр. соч. В 90 т. М, 1970. Т. 39. С. 65)
Антон Чехов. «Хорош божий свет. Одно только не хорошо: мы. Как мало в нас справедливости и смирения, как дурно понимаем мы патриотизм! Пьяный, истасканный забулдыга муж любит свою жену и детей, но что толку от этой любви? Мы, говорят в газетах, любим нашу великую родину, но в чем выражается эта любовь? Вместо знаний — нахальство и самомнение паче меры, вместо труда — лень и свинство, справедливости нет, понятие о чести не идет дальше „чести мундира“, мундира, который служит обыденным украшением наших скамей для подсудимых. Работать надо, а всё остальное к чёрту. Главное — надо быть справедливым, а остальное всё приложится».
(Из письма Суворину от 9 декабря 1890 г.)
От себя добавлю: с Толстым сложно согласиться... ну да он много чего спорного писал. Если только к слову "патриотизм" прибавить определение "начальственный" - тогда пойдет.
Пы. Сы. Можно было бы тему во "Мнении оппозиции" разместить. Но всех процитированных в статье классиков скопом записывать в оппозиционеры, да еще и к нынешнему режиму... нет, не решусь. -
А ты шведский-то знаешь? Нет? Тогда шамарш в Икею,там на книжных полках книжки на шведском. Как изучишь-приму зачет,с оценкой. -
Моеимязанято писал : Кстати, дорогие товарищи, а вы в курсе, что икеевские названия - это вовсе не лютый вымысел чьего-то воспаленного воображения, а весьма конкретные названия географических объектов: рек, озер и прочих деревушек Скандинавии.
Надо их пожалеть -
Моеимязанято писал : ....названия географических объектов: рек, озер и прочих деревушек Скандинавии.
Тупо тыкать пальцем в глобус Швеции, знание языка титульной нации и не требуется. Я с таким же успехом могу давать китайские имена своим табуреткам
Поэтому на кого рассчитан данный маркетинговый ход? В Икее
"Непонятно же..." (с) Может, шведы хотят населению планеты привить тем самым - любовь к географии Скандинавии? -
СанькаО писала :С чего бы? Можно только утверждать, что в литературных произведениях этой фразы нет.
Салтыков-Щедрин на балу у княгини Лупацкой сказал корнету Оболенскому, потягивая девятилетний "шабли":
- Было мне видение, придёт диавол в начале века двадцать первого, звать его будут то ли Путенг, то ли Путинд, и будет он распродавать и разворовывать Расею-матушку, народ свой обманывать и на останках империи жировать! И реки кровавых слёз потекут по подземной канализации! О бедные, бедные наши потомки!...
Разумеется, в литературных произведениях этой фразы нет. Но мы то знаем, что классик мудр и даром предвидения не обделён, стопудово сказал такое!
Верую!!! -
Вставлю свои пять копеек.
Как всегда не в тему.
Вы ищите не там, где надо искать.
Классик- немного не человек. Это человек, который, по идее, говорит не от себя, а через себя. Кто именно- Бог, космос, дьявол, массоны- вопрос второй. Но классик ( и любой талант) отличается от обыкновенного писателяека тем, что он интуитивно чувствует болевые точки своего времени и кто-то дает ему ответ, как надо поступать.
Поэтому немного наивно говорить о партиотизме и непатриотизме людей такого уровня. У них совсем иной уровень и другая точка зрения.
Если бы Льва Николаевича воскресили и спросили, кто прав, Россия или Украина, он бы врубился в тему и понес околесицу. Потому что с его точки зрения конфликт между свидомитами и ватой выглядит как конфликт в песочнице с точки зрения взрослого человека.
Салтыков- Щедрин русофоб? Если судить по Городу Глупову- да. Если судить по сказке о том, как мужик двух генералов накормил, то он певец ловкого и находчивого русского человека, который в любой ситуации найдется и обустроится.
И так далее с каждым классиком. У них есть все- от отъявленной ненависти( а ненависти к кому? - к народу или государству? ), до панегириков. Нужно просто улавливать, с какой высоты и с какой точки зрения это произнесено. -
Что касается патриотизма лично с моей точки зрения.
Мою позицию очень негромко и точно высказал один скромный поэт, скромный композитор положил на музыку, песня прозвучала как проходная в рядовом сериале 60- х. Потом ее озвучил артист, которого сейчас, пожалуй и не помнят.
А тут есть все.
И после этого другой партиотизм выглядит фальшивым. Людям удалось выразить то, о чем думали сотни миллионов.
Ты припомни, Россия, Как всё это было: Как полжизни ушло У тебя на бои, Как под песни твои Прошагало полмира, Пролетело полвека По рельсам твоим.
И сто тысяч надежд, И руин раскалённых, И сто тысяч салютов, И стон проводов, И свирепая нежность Твоих батальонов Уместились в твои Полсотни годов.
На твоих рубежах Полыхали пожары. Каждый год, словно храм, Уцелевший в огне. Каждый год, как межа Между новым и старым. Каждый год, как ребёнок, Спешащий ко мне.
На краю городском, Где дома-новостройки, На холодном ветру Распахну пальтецо, Чтоб летящие к звёздам Московские тройки Мне морозную пыль Уронили в лицо. Чтоб летящие к звёздам Московские тройки Мне морозную пыль Уронили в лицо.
Только что там зима -Ведь проклюнулось лето! И, навеки прощаясь Со старой тоской, Скорлупу разбивает Старуха-планета -Молодая выходит Из пены морской.
Я люблю и смеюсь, Ни о чём не жалею. Я сражался и жил, Как умел - по мечте. Ты прости, если лучше Сказать не умею. Припадаю, Россия, К твоей красоте!
Рекомендую поискать песню " Ты припомни,Россия" в исполнении Валентина Никулина. -
ну почему же...
Никулин это доктор Гаспар из баталовского Три толстяка
стихи не совсем хорошие, но о хорошем
ваше мнение это ваше мнение, оно не будет всеми любимо
классики, это такая игра, когда прыгают и скачут
и гениев сложно понять в их патриотизме, гениев остается только принять с ним, либо они не гении
короче, не понравилось лишь однолегкий привкус самолюбо...?
не совсем привычно мне -
Я заявился на четвертой странице. Как водится на ОФ, тема умирает на второй странице, дальше идет флуд. И тут я немного припоздавши...
Вот и извиняюсь -
Лисовин писал :
Классик- немного не человек. Это человек, который, по идее, говорит не от себя, а через себя. Кто именно- Бог, космос, дьявол, массоны- вопрос второй.
Ну так обратимся к АС Пушкину, он подскажет
Пока не требует поэта
К священной жертве Аполлон,
В заботах суетного света
Он малодушно погружен;
Молчит его святая лира;
Душа вкушает хладный сон,
И меж детей ничтожных мира,
Быть может, всех ничтожней он.
Но лишь божественный глагол
До слуха чуткого коснется,
Душа поэта встрепенется,
Как пробудившийся орел.
Тоскует он в забавах мира,
Людской чуждается молвы,
К ногам народного кумира
Не клонит гордой головы;
Бежит он, дикий и суровый,
И звуков и смятенья полн,
На берега пустынных волн,
В широкошумные дубровы... -
ну вот тебе раз.. Да как же это не очевидно, что и в Глупове он и есть патриот.
кто более матери-родине ценен: кто глядя на мерзость и гнусность в Отечестве заметит и покажет всем, дабы устыдились и очнулись
или тот кому и гнусность мила, потому как своя, и мерзость украсит национальным орнаментом. -
Захожу в эту тему уже только чтобы снова плюсануть Хаз-Булату.
И Белинский (в списке афоризмов тоже есть) об этом же писал: "Любить свою родину значит — пламенно желать видеть в ней осуществление идеала человечества и по мере сил своих споспешествовать этому. В противном случае патриотизм будет китаизмом, который любит свое только за то, что оно свое, и ненавидит все чужое за то только, что оно чужое, и не нарадуется собственным безобразием и уродством".
И Вяземский: "Я полагаю, что любовь к отечеству должна быть слепа в пожертвованиях ему, но не в тщеславном самодовольстве; в эту любовь может входить и ненависть. Какой патриот, какому народу ни принадлежал бы он, не хотел бы выдрать несколько страниц из истории отечественной, и не кипел негодованием, видя предрассудки и пороки, свойственные его согражданам? Истинная любовь ревнива и взыскательна".
Да и авторы остальных высказываний, кроме Толстого (который, как я понимаю, на старости лет немного того... не всегда правильные выводы делал, в общем), примерно об этом же писали. С затрагиванием еще некоторых смежных вопросов.
Удивительно, конечно... Почти 200 лет назад споры о патриотизме, судя по цитатам, были точно такими же, как и сейчас.