Классики и патриотизм
Создана: 10 Октября 2015 Суб 22:40:46.
Раздел: "Политика"
Сообщений в теме: 115, просмотров: 20345
-
Навеяно вопросом уважаемого k9zxc про афоризм Салтыкова-Щедрина "Когда в России начинают говорить о патриотизме, знай: где-то что-то украли".
Вопрос насчет цитаты оказался более интересным и интригующим, чем я предполагала... Тем более что, как посмотрю, на определенной (ура-патриотической) направленности форумах сейчас стало очень модным цитировать один и тот же текст о том, что, мол, ни в одном из произведений Щедрина такой цитаты нет, такшта это клятые либерасты выдумали и теперь цитируют бессовестно непонятно чью фразу, прикрываясь светлым именем классика.
Тут такое дело... Афоризмы - это цитаты не только из литературных произведений, но и из публицистики, личной переписки... разговоров, в конце концов. Возможно, действительно только приписывается Щедрину. Возможно, где-то кому-то сказал/написал, а потом фраза пошла в народ. Интересная (и, на мой взгляд, вполне могущая оказаться правдой) версия высказана здесь: [внешняя ссылка]
Полный текст "Благонамеренных речей": [внешняя ссылка]
Еще довольно много рассуждений о патриотизме у Щедрина в статье "Признаки времени. Сила событий: [внешняя ссылка]
Ну и самое интересное, на что я наткнулась в ходе поисков, это сборник цитат нескольких русских классиков о патриотизме. Прелюбопытнейшее чтение, особенно господам ура-патриотам рекомендую. [внешняя ссылка]
На всякий случай, ежели вдруг ссылка перестанет работать, копирую текст (под спойлером).
В эти дни в Госдуме лежит проект закона, в котором впервые отдельной строкой бюджета пропишут расходы на НКО, «воспитывающие патриотизм». Я лично думаю, что миллионы рублей лучше было бы потратить на детские приюты, а в рамках «патриотического воспитания» выделить совсем небольшую сумму, на которую напечатать на одной страничке подборку цитат из русских классиков и раздать во всех школах. Ибо воспитанные на русской классике дети будут знать, что нынешний государственный патриотизм — не что иное как признак рабства, лицемерного лакейства и поиска оправданий для отсталости и воровства.
Князь Петр Вяземский. «Многие признают за патриотизм безусловную похвалу всему, что своё. Тюрго называл это лакейским патриотизмом, du patriotisme d’antichambre. У нас можно бы его назвать квасным патриотизмом. Я полагаю, что любовь к отечеству должна быть слепа в пожертвованиях ему, но не в тщеславном самодовольстве; в эту любовь может входить и ненависть. Какой патриот, какому народу ни принадлежал бы он, не хотел бы выдрать несколько страниц из истории отечественной, и не кипел негодованием, видя предрассудки и пороки, свойственные его согражданам? Истинная любовь ревнива и взыскательна».
(«Письма из Парижа»)
Александр Пушкин. «Некоторые люди не заботятся ни о славе, ни о бедствиях отечества, его историю знают только со времени кн. Потемкина, имеют некоторое понятие о статистике только той губернии, в которой находятся их поместия, со всем тем почитают себя патриотами, потому что любят ботвинью и что дети их бегают в красной рубашке».
(Пушкин, «Отрывки из писем, мысли и замечания», 1949, т. 11, с. 56).
Николай Гоголь. «Еще падет обвинение на автора со стороны так называемых патриотов, которые спокойно сидят себе по углам и занимаются совершенно посторонними делами, накопляют себе капитальцы, устроивая судьбу свою на счет других; но как только случится что-нибудь, по мненью их, оскорбительное для отечества, появится какая-нибудь книга, в которой скажется иногда горькая правда, они выбегут со всех углов, как пауки, увидевшие, что запуталась в паутину муха, и подымут вдруг крики: „Да хорошо ли выводить это на свет, провозглашать об этом? Ведь это всё, что ни описано здесь, это всё наше, — хорошо ли это? А что скажут иностранцы? Разве весело слышать дурное мнение о себе? Думают, разве это не больно? Думают, разве мы не патриоты?“ На такие мудрые замечания, особенно насчет мнения иностранцев, признаюсь, ничего нельзя прибрать в ответ».
(«Мёртвые души», глава I)
Виссарион Белинский. «Любовь к отечеству должна выходить из любви к человечеству, как частное из общего. Любить свою родину значит — пламенно желать видеть в ней осуществление идеала человечества и по мере сил своих споспешествовать этому. В противном случае патриотизм будет китаизмом, который любит свое только за то, что оно свое, и ненавидит все чужое за то только, что оно чужое, и не нарадуется собственным безобразием и уродством».
(Белинский, 1874, «Стихотворения М. Лермонтова»).
Михаил Салтыков-Щедрин. «Большинство понимало под словом „патриотизм“ что-то врожденное, почти обязательное. Начальство, соглашаясь с этим определением, прибавляло, что наилучшее выражение патриотизма заключается в беспрекословном исполнении начальственных предписаний. <...> Почти на каждом шагу приходится выслушивать суждения вроде следующих: „правда, что N ограбил казну, но зато какой патриот!“ или: „правда, что N пустил по миру множество людей, но зато какой христианин!“ — и суждения эти не только не убивают нашу совесть, но даже не удивляют нас».
(«Признаки времени. Сила событий», 1870)
Лев Толстой. «Патриотизм, в самом простом, ясном и несомненном значении своем, есть не что иное для правителей, как орудие для достижения властолюбивых и корыстных целей, а для управляемых — отречение от человеческого достоинства, разума, совести и рабское подчинение себя тем, кто во власти. Так оно и проповедуется везде, где проповедуется патриотизм. Патриотизм есть рабство».
(Толстой Л.Н. Полн. собр. соч. В 90 т. М, 1970. Т. 39. С. 65)
Антон Чехов. «Хорош божий свет. Одно только не хорошо: мы. Как мало в нас справедливости и смирения, как дурно понимаем мы патриотизм! Пьяный, истасканный забулдыга муж любит свою жену и детей, но что толку от этой любви? Мы, говорят в газетах, любим нашу великую родину, но в чем выражается эта любовь? Вместо знаний — нахальство и самомнение паче меры, вместо труда — лень и свинство, справедливости нет, понятие о чести не идет дальше „чести мундира“, мундира, который служит обыденным украшением наших скамей для подсудимых. Работать надо, а всё остальное к чёрту. Главное — надо быть справедливым, а остальное всё приложится».
(Из письма Суворину от 9 декабря 1890 г.)
От себя добавлю: с Толстым сложно согласиться... ну да он много чего спорного писал. Если только к слову "патриотизм" прибавить определение "начальственный" - тогда пойдет.
Пы. Сы. Можно было бы тему во "Мнении оппозиции" разместить. Но всех процитированных в статье классиков скопом записывать в оппозиционеры, да еще и к нынешнему режиму... нет, не решусь. -
Я-я,Кемска волост. Лундстрем,Лундквист,Лидстрем,Ибрагимович,Карлсон. АББА. -
Лисовин писал :
Не совсем уловил связь между литературной политической сатирой и клоунадой. Как бы разные жанры.
разные...конечно. И я понял, что не уловил. Ну да ладно.
даналя писал(а) : — Нет, виноват! Разоблачение совершенно необходимо. Без этого ваши блестящие номера оставят тягостное впечатление. Зрительская масса требует объяснения.
-
Silvertown писал :
Уважаемая СанькаО спасибо за найденные цитаты, но в очередной раз замечу, что привычка спорить с идиотами до добра не доведёт.
С тобой уже давно ни кто не спорит, успокойся. -
Лисовин писал :
Салтыков- Щедрин русофоб? Если судить по Городу Глупову- да. Если судить по сказке о том, как мужик двух генералов накормил, то он певец ловкого и находчивого русского человека, который в любой ситуации найдется и обустроится.
Это смотря с какой стороны ты пропаганду ведёшь.
Вывод может быть и такой, что этим он показал как царская власть в лице генералов беспощадно эксплуатируют простого мужика, заставляя его выполнять все свои капризы. И как надсмехается и глумиться над ним, давая ему за все труды копейку. Это если с точки зрения классовой борьбы.
А можно и так - он показал, что русский мужик это быдло и раб, которого эксплуатируют 2 человека стоящих выше по соц.лестнице, а он беспрекословно подчиняется, не борется и не устраивает майдан. Что он готов тяжко трудиться за бутылку водки... ну т.п. Это если с нонешних либерастических позиций.
Так что всё зависит от человека, который эту классику пропустил через себя. Другими словами - каков человек, таков и вывод.