Классики и патриотизм
Создана: 10 Октября 2015 Суб 22:40:46.
Раздел: "Политика"
Сообщений в теме: 115, просмотров: 20314
-
Навеяно вопросом уважаемого k9zxc про афоризм Салтыкова-Щедрина "Когда в России начинают говорить о патриотизме, знай: где-то что-то украли".
Вопрос насчет цитаты оказался более интересным и интригующим, чем я предполагала... Тем более что, как посмотрю, на определенной (ура-патриотической) направленности форумах сейчас стало очень модным цитировать один и тот же текст о том, что, мол, ни в одном из произведений Щедрина такой цитаты нет, такшта это клятые либерасты выдумали и теперь цитируют бессовестно непонятно чью фразу, прикрываясь светлым именем классика.
Тут такое дело... Афоризмы - это цитаты не только из литературных произведений, но и из публицистики, личной переписки... разговоров, в конце концов. Возможно, действительно только приписывается Щедрину. Возможно, где-то кому-то сказал/написал, а потом фраза пошла в народ. Интересная (и, на мой взгляд, вполне могущая оказаться правдой) версия высказана здесь: [внешняя ссылка]
Полный текст "Благонамеренных речей": [внешняя ссылка]
Еще довольно много рассуждений о патриотизме у Щедрина в статье "Признаки времени. Сила событий: [внешняя ссылка]
Ну и самое интересное, на что я наткнулась в ходе поисков, это сборник цитат нескольких русских классиков о патриотизме. Прелюбопытнейшее чтение, особенно господам ура-патриотам рекомендую. [внешняя ссылка]
На всякий случай, ежели вдруг ссылка перестанет работать, копирую текст (под спойлером).
В эти дни в Госдуме лежит проект закона, в котором впервые отдельной строкой бюджета пропишут расходы на НКО, «воспитывающие патриотизм». Я лично думаю, что миллионы рублей лучше было бы потратить на детские приюты, а в рамках «патриотического воспитания» выделить совсем небольшую сумму, на которую напечатать на одной страничке подборку цитат из русских классиков и раздать во всех школах. Ибо воспитанные на русской классике дети будут знать, что нынешний государственный патриотизм — не что иное как признак рабства, лицемерного лакейства и поиска оправданий для отсталости и воровства.
Князь Петр Вяземский. «Многие признают за патриотизм безусловную похвалу всему, что своё. Тюрго называл это лакейским патриотизмом, du patriotisme d’antichambre. У нас можно бы его назвать квасным патриотизмом. Я полагаю, что любовь к отечеству должна быть слепа в пожертвованиях ему, но не в тщеславном самодовольстве; в эту любовь может входить и ненависть. Какой патриот, какому народу ни принадлежал бы он, не хотел бы выдрать несколько страниц из истории отечественной, и не кипел негодованием, видя предрассудки и пороки, свойственные его согражданам? Истинная любовь ревнива и взыскательна».
(«Письма из Парижа»)
Александр Пушкин. «Некоторые люди не заботятся ни о славе, ни о бедствиях отечества, его историю знают только со времени кн. Потемкина, имеют некоторое понятие о статистике только той губернии, в которой находятся их поместия, со всем тем почитают себя патриотами, потому что любят ботвинью и что дети их бегают в красной рубашке».
(Пушкин, «Отрывки из писем, мысли и замечания», 1949, т. 11, с. 56).
Николай Гоголь. «Еще падет обвинение на автора со стороны так называемых патриотов, которые спокойно сидят себе по углам и занимаются совершенно посторонними делами, накопляют себе капитальцы, устроивая судьбу свою на счет других; но как только случится что-нибудь, по мненью их, оскорбительное для отечества, появится какая-нибудь книга, в которой скажется иногда горькая правда, они выбегут со всех углов, как пауки, увидевшие, что запуталась в паутину муха, и подымут вдруг крики: „Да хорошо ли выводить это на свет, провозглашать об этом? Ведь это всё, что ни описано здесь, это всё наше, — хорошо ли это? А что скажут иностранцы? Разве весело слышать дурное мнение о себе? Думают, разве это не больно? Думают, разве мы не патриоты?“ На такие мудрые замечания, особенно насчет мнения иностранцев, признаюсь, ничего нельзя прибрать в ответ».
(«Мёртвые души», глава I)
Виссарион Белинский. «Любовь к отечеству должна выходить из любви к человечеству, как частное из общего. Любить свою родину значит — пламенно желать видеть в ней осуществление идеала человечества и по мере сил своих споспешествовать этому. В противном случае патриотизм будет китаизмом, который любит свое только за то, что оно свое, и ненавидит все чужое за то только, что оно чужое, и не нарадуется собственным безобразием и уродством».
(Белинский, 1874, «Стихотворения М. Лермонтова»).
Михаил Салтыков-Щедрин. «Большинство понимало под словом „патриотизм“ что-то врожденное, почти обязательное. Начальство, соглашаясь с этим определением, прибавляло, что наилучшее выражение патриотизма заключается в беспрекословном исполнении начальственных предписаний. <...> Почти на каждом шагу приходится выслушивать суждения вроде следующих: „правда, что N ограбил казну, но зато какой патриот!“ или: „правда, что N пустил по миру множество людей, но зато какой христианин!“ — и суждения эти не только не убивают нашу совесть, но даже не удивляют нас».
(«Признаки времени. Сила событий», 1870)
Лев Толстой. «Патриотизм, в самом простом, ясном и несомненном значении своем, есть не что иное для правителей, как орудие для достижения властолюбивых и корыстных целей, а для управляемых — отречение от человеческого достоинства, разума, совести и рабское подчинение себя тем, кто во власти. Так оно и проповедуется везде, где проповедуется патриотизм. Патриотизм есть рабство».
(Толстой Л.Н. Полн. собр. соч. В 90 т. М, 1970. Т. 39. С. 65)
Антон Чехов. «Хорош божий свет. Одно только не хорошо: мы. Как мало в нас справедливости и смирения, как дурно понимаем мы патриотизм! Пьяный, истасканный забулдыга муж любит свою жену и детей, но что толку от этой любви? Мы, говорят в газетах, любим нашу великую родину, но в чем выражается эта любовь? Вместо знаний — нахальство и самомнение паче меры, вместо труда — лень и свинство, справедливости нет, понятие о чести не идет дальше „чести мундира“, мундира, который служит обыденным украшением наших скамей для подсудимых. Работать надо, а всё остальное к чёрту. Главное — надо быть справедливым, а остальное всё приложится».
(Из письма Суворину от 9 декабря 1890 г.)
От себя добавлю: с Толстым сложно согласиться... ну да он много чего спорного писал. Если только к слову "патриотизм" прибавить определение "начальственный" - тогда пойдет.
Пы. Сы. Можно было бы тему во "Мнении оппозиции" разместить. Но всех процитированных в статье классиков скопом записывать в оппозиционеры, да еще и к нынешнему режиму... нет, не решусь. -
СанькаО писала : Гипотезами являются оба предположения:
Если вдруг текст найдете все-таки - отпишитесь в личку, пожалуйста. Можно же на почту файл прислать...
Зато сокрытие того, что это лишь гипотеза является уже враньем
А текст я и здесь забахаю, если всплывет. -
Я этого не скрывала. В данной теме. Как только выяснила, что с авторством не все однозначно. До сей поры - добросовестно заблуждалась. Как и большинство других цитирующих. Текст надеюсь увидеть. Большая просьба: в личку, пожалуйста, свистните все-таки, если найдете. Не всегда бесконечно долго слежу за темами, даже за собственными...
З.Ы.Фраза якобы Маргарет Тэтчер, на самом деле не ее, про остаток населения и трубу в абсолютном большинстве случаев цитируется с указанием авторства Маргарет Тэтчер. Про широко известный в узких кругах т.н. план Даллеса уже только ленивый не писал, что на самом деле это план не Даллеса, а Лахновского - отрицательного персонажа из романа А. Иванова "Вечный зов". И ничо... всем по.уй. Как обычно: наш - разведчик, не наш - шпион.
З.Ы.Ы. Иногда (и довольно часто) есть смысл обсуждать тексты, а не авторов. -
k9zxc писал : В том-то и дело, что текст "Тетчер" и "Даоеса" отражает жизнь, а "Щедрина" - ей противоречит.
Это ваше личное мнение. На мой взгляд, все эти тексты отражают те или иные жизненные реалии. Но без искажений, но - отражают.
Но если уж докапываться до афоризмов и тех, кто их цитирует, насчет авторства, то до всех. Либо ни до каких не докапываться. Важно не кто сказал, а что сказано. -
Silvertown писал :
Уважаемая СанькаО спасибо за найденные цитаты, но в очередной раз замечу, что привычка спорить с идиотами до добра не доведёт.
С тобой никто не спорит, успокойся -
k9zxc писал :
У нас наоборот - как только вора ловят, он оказывается был борцуном типа Леши. Но назовет себя патриотом, хотя по жизни вычищал амеросапоги.
это точно. То губернатора, то прокурора, то мэра, то генерала...все как под гребёнку единорого...тьфу, ты - единороссы. Якунина взять, чем не патриот, и к религии усердный...а тоже вор. Аж своим надоел. -
Посмотрев вот этот ролик подумал, а ведь настоящий патриотизм как раз и рождается на крови, вот как Вы поведёте себя, если не дай бог убьют Вашу сестру, мать, жену или ребёнка например??? Я уверен, Вы всему миру "глотку перегрызть" готовы будете!!! Может так и зарождается настоящий патриотизм, не? Вот только не понятно, за что воюют эти фанаты из ИГ, ну вот за что??? Ничего не приходит на ум... За наркоту? За то, что бы оторваться? А может так сильно хотят, что бы их поскорее убили??? -
Хаз-Булат писал :
это точно. То губернатора, то прокурора, то мэра, то генерала...все как под гребёнку единорого...тьфу, ты - единороссы. Якунина взять, чем не патриот, и к религии усердный...а тоже вор. Аж своим надоел.
Еще бы патриотические ролики тех губеров-мэров-прокуроров посмотреть.
штук по 100-200.
А я в благодарность 100500 роиков-текстов воров-борцунов дам.
Меняться бум? -
Почему никто не заметил, что почти все приведенные отрывки мыслей великих людей -из частной переписки.
Ни Чехов, ни Пушкин, ни Толстой никогда бы не позволили себе публично хаять свою родину.
Отдельно об отрывках. Очень советую прочесть не отрывки, а письма, из которых взяты эти отрывки полностью.
Баба Люба -проститутка, и баба Люба проститутка, потому что не продала водку после 11 -это разные вещи