Нобелевская премия по литературе 2015
Создана: 09 Октября 2015 Птн 13:35:25.
Раздел: "Информируем общественность. Пресс-релизы, СМИ, слухи"
Сообщений в теме: 125, просмотров: 19491
-
Спустя 28 лет после награждения Иосифа Бродского Нобелевскую премию по литературе вновь присудили русскоязычному писателю. Но в России эта новость вызвала неоднозначную оценку – первым делом комментаторы стали обсуждать, «наша» она или «не наша»: и по месту рождения, и по месту проживания, и по политической позиции.
До Иосифа Бродского из «наших» премию получал Александр Солженицын. После получения премии его выслали из страны, Бродский получал ее уже в эмиграции. Алексиевич, хоть тоже долгое время работала в Европе, сейчас живет в Белоруссии, часто бывает в России, выпускает книги, дает интервью, встречается с читателями. Пусть и находясь в явной оппозиции власти — и белорусской, и российской, — остается частью постсоветской жизни.
Алексиевич не пишет художественных романов, она писатель-документалист. И в этом смысле награждение ее Нобелевской премией важно не только для русскоязычного мира, но и для истории мировой литературы, потому что документалисты незаслуженно редко становятся лауреатами топовых премий. Ее книги — сложно смонтированные свидетельства времени, голоса обычных людей, выпавших из официальной истории, наполненной сухими датами, фактами и именами политиков.
«Я складываю мир своих книг из тысяч голосов, судеб, кусочков нашего быта и бытия. Каждую свою книгу я пишу четыре-семь лет, встречаюсь и разговариваю, записываю 500–700 человек. Моя хроника охватывает десятки поколений. Она начинается с рассказов людей, которые помнили революции, прошли войны, сталинские лагеря, и идет к нашим дням — почти 100 лет. История души — русской души. Или точнее, русско-советской души», — пишет Алексиевич про свой творческий метод.
Главные ее книги — про войну. Про Великую Отечественную, войну в Афганистане. Есть книга о чернобыльской катастрофе, которая метафорически тоже про войну — войну человека с неизвестным. Потому что она, по мнению самой писательницы, для русского человека — самая главная мера ужаса, противовес жизни: «Мы или воевали или готовились к войне. Иначе никогда не жили. Мы даже не подозревали, насколько мы — военные люди. Наши герои, наши идеалы, наши представления о жизни — военные». Алексиевич не раз обвиняли в фальсификации истории, развенчивании героических мифов, а советские критики упрекали еще и в пацифизме. Однажды обвинения довели Алексиевич до суда — после выхода ее книги «Цинковые мальчики» матери погибших в Афганистане солдат подали на нее в суд «за клевету».
Нобелевскую премию по литературе получила Светлана Алексиевич
Судя по первой реакции в России, отношение к награде и к самой писательнице у нас явно противоречивое.
Нашлось немало людей, посчитавших, что премию ей дали за политику, а писать-то она, дескать, и не умеет. Действительно, что это за писатель, который только говорит с людьми и собирает их рассказы в книги. Но десятками лет заниматься маленьким человеком и его чувствами — многого стоит. Как оказалось, даже Нобелевской премии. Особенно «радуют» комментаторы, откровенно признающиеся, что книг ее не читали, но осуждают за «ненависть к России» — практически слово в слово повторяя знаменитую фразу «Пастернака (тоже Нобелевского лауреата) не читал, но осуждаю».
В перестроечные годы книги Алексиевич издавались многомиллионными тиражами. Сегодня пятитомник, куда вошли пять ее основных романов-свидетельств, издан в России тиражом 20 тысяч. Конечно, это трудно сравнить с миллионным тиражом книг министра культуры Мединского, где он развенчивает мифы о пьянстве и лени русского народа, но патриотизм сейчас продается куда лучше, нежели попытка понять, чем на самом деле живут люди. И даже в Белоруссии впервые был переведен на белорусский язык ее последний роман «Время секонд хэнд», пусть и тиражом всего 500 экземпляров.
Нобелевская премия, как бы ни критиковали ее в России за политизированность (особенно номинации за мир и литературу), всегда повышает статус лауреата в глазах и общества, и власти. Так уж устроены люди. Когда на вопрос «А ты кто такой» можно показать справку о Нобелевке, бонусом получаешь право говорить от лица нации, нравится это кому-то или нет. Особенно это важно, когда позиция нобелиата, как в случае Светланы Алексиевич, открыто спорит с официальной риторикой.
Так и создается необходимый противовес в обществе и стране, ведь опираться только на лояльных, как известно, трудно — опора прогибается.
Голос Алексиевич оппозиционен совсем не тем, что на встречах с читателями она ругает Путина или Лукашенко. Все ее романы-исповеди опровергают главный посыл державного государства, что испытания и страдания укрепляют нацию. Напротив — ослабляют, вплоть до полного исчезновения. Как говорит Алексиевич, собрав сотни свидетельств обычных людей (прошедших Вторую мировую войну, Афганистан или просто живших в СССР), «я начинаю думать, что страдания, напротив, цементируют человеческую душу, она больше не может развиваться. Все-таки для развития человеку нужны счастливые, нормальные условия жизни».
Она также несомненно пацифистка, что сегодня если и не приравнивается в нашей стране к предательству, то опять-таки близко к этому. Хотя нынешнему миру и отдельно постсоветскому пространству, в котором война сменяет войну, остро необходим именно женский антивоенный взгляд, противовес военной брутальной риторике, обращение не к «национальным интересам», а к проблемам и чувствам простого человека, по которому защита этих «нацинтересов» бьет в первую очередь. И это игнорирование государственных взглядов тоже вряд ли вызывает симпатии к ней у власти.
ПОДРОБНЕЕ:
Денис Драгунский о своих учителях русского языка и литературы
Не успела новый лауреат Нобелевской премии по литературе получить поздравления, как в соцсетях разгорелись жаркие споры, какое отношение имеет Алексиевич к России? Дескать, родилась в Ивано-Франковске. Училась и жила в Белоруссии. В последние годы много работала в Европе.
Реакция показательная. С одной стороны, мы два последних года только и говорим о «русском мире» — как общности всех русскоязычных людей, разбросанных ходом истории по разным территориям.
Но как только человек, олицетворяющий этот самый русский мир, получает признание за пределами этого мира, тут же стараемся наклеить на него национальный ярлык: «белорусская писательница», «уроженка Западной Украины».
На самом деле Светлана Алексиевич как родилась, так и живет на территории бывшего СССР, всю жизнь говорит со своими соотечественниками и пишет для них на русском языке. В каком-то смысле она, как многие родившиеся в СССР, и не заметила, что изменилась страна. С первой своей строчки, раз и навсегда выбрав жанр романа-исповеди, она не изменила ни этому жанру, ни своим героям: «Сорок с лишним лет я пишу одну книгу, веду русско-советскую хронику: революция, ГУЛАГ, война... Чернобыль... распад «красной империи»… Шла следом за советским временем. Позади море крови и гигантская братская могила…»
Как часто повторяет писательница, «испытания лагерями наш народ выдержал с бóльшим достоинством, чем испытание долларом». Российское общество, кажется, действительно все меньше хочет знать документальные свидетельства тяжелых и грязных страниц нашей истории, предпочитая им мифы и сладкие сны разума. -
Snarkenshtein писал : Очень политически своевременная премия.
Приз за объективность уходит в нобелевский комитет.
Ага, Бродскому тоже ни за что дали.
Кстати, да, читать не обязательно, можно критиковать просто так. -
Олег, а ты читал какие-нибудь из ее книг?
Я просто до сего дня не была в курсе, кто такая Алексиевич и чем она известна, хотя вообще документальной литературой весьма интересуюсь, а воспоминания о войне (которая Великая Отечественная) и сама собираю понемногу.
Вчера в Яндекс-новостях видела, что некая Алексиевич за Савченко заступилась. Ну, думаю, дело неудивительное, за Савченко много кто заступается. Не стала новость читать. А тут, оказывается, Алексиевич - лауреат Нобелевки. Вот оно чо, Михалыч...
Сейчас поискала наскоро. "Последние свидетели" и "Цинковые мальчики" - достойные книги вроде бы. По крайней мере, прочитанные фрагменты впечатлили.
Проблема только в том, что это, строго говоря, ни разу не литература. Документальный роман - это и документалистика, и голос автора. А тут от автора - только запись устных рассказов, как я понимаю. Это важная и нужная работа. Но Нобелевку за нее давать...
[внешняя ссылка] - статья, на мой взгляд, более чем тенденциозна, но в самом начале есть очень правильные слова:
Можно ли судить о литературе в её отсутствие? Ну, вот если писатель есть и даже номинирован на Нобелевскую премию – а литературы, им созданной, нет? Людмила Улицкая в сходном случае поступила честнее – назвала себя: автор-составитель. Светлана Алексиевич выпускает уже пятую книгу, ценность которой тем больше, чем меньше в ней присутствие Алексиевич. Книгу свидетельств – страшных, горьких... Однако Нобелевскую премию по литературе не дают репортёрам, как бы добросовестна ни была их работа.
С другой стороны, ну дали и дали. Такую гору информации перелопатить, с таким количеством людей переговорить - это тяжкий труд. Вот... за него и наградили. Свидетельства о войнах не должны теряться. Алексиевич их зафиксировала в книгах, за что большое ей человеческое спасибо.
З.Ы. А политическая ангажированность - ну а что ты хотел? Была, есть и будет. -
Сколько нужно лауреатов Нобелевской премии-антисоветчиков, чтобы уравновесить одного лауреата- коммуниста?
писателей-коммунистов сейчас нет. Впочем, их, окромя дежурных номенклатурщиков, никогда и не было. Коммунизм как идеология, как схема прямо противопоказана настоящему творчеству. Равно как и его антиподы типа фашизма и либерализма- идеологическая схема реализуется в публицистике, а вот беллетристику она разрушает. Люди и события не вписываются в идеологическое черно-белое, правильно-неправильно, прогрессивно-реакционно.
На всю русскую литературу - на 200 миллинов носителей языка, на наследницу русской традиции, выделили 6 премий. Не знаю, как там с квотами:)))
Шолохов коммунистом не был, но он хотя бы пытался разгадать смысл событий в России. В этом смысле он коммунист, потому что видел противоречия и делал из них вывод, что все таки это делается народом и для народа. Бунин был однозначным антисоветчиком при всем таланте он не принял то, что народ отодвинул его класс в сторону- и потому он ненавидел всю страну. Таким же был Пастернак. Ну, это хоть действительно литераторы. Солженицын и Алексиевич- публицисты. Они фиксируют факты. Односторонне, не понимая их диалектики и динамики. Они просто встали на одну сторону и не хотят замечать другую. Для человека и писателя это нормально, колхоз-дело добровольное:))). Но когда на такую позицию мировым общественным мнением ставится клеймо " это правильно" - то это не совсем правильно:))
Литература все-таки не фиксация фактов.
Хотя... какое время- такая и литература. Литература секонд хэнд -
СанькаО писала : Олег, а ты читал какие-нибудь из ее книг?
Ещё раз - в отличие от Пастернака, я не осуждаю причину. Вполне возможно, что она - талантливый писатель. Но таких - на рынке по три рубля пучок, ибо она уже третий год в очереди за этой премией стояла, вот только давали её другим.
И почему до сих пор не получала? А потому, что кроме причины нужен повод. И вот в этом году он как раз таки и случился. Умеренно порадуемся за женщину.
Лично я же после заявления указанной госпожи о "84%" отправил бы её не в Нобелевский комитет, а на психиатрическую экспертизу. Впрочем, не настаиваю. -
-
spectrum писал(а) : Это как понимать?
И пусть вся остальная мировая литература подождет, видимо. Застенчиво покуривая на балконе.
Представление вбивалось с первого класса. Русская культура равновесна зарубежным совокупно. Одно - наше, другое - все не наше. Музыка русская и западная, живопись русская и западная, литература и подавно. (М. Веллер. "Мы и они")
Snarkenshtein писал : Умеренно порадуемся за женщину.
Да будет так. Большого повода для радости не вижу, однако и для печали - тоже нет. -
Меняю одну национальность на две судимости.
И похрен на то, что в детстве по забайкальским гарнизонам помотался, что русский язык и литературу знает не только как родные, но и профессионально, ибо филолог; что детей учил, что на заводе работал, что по стране помотался (стройки, заготовка пушнины, перегон скота, археологические раскопки), что писатель весьма неплохой и публицист изрядно толковый - пшел вон, морда жидовская, чо б ты понимал в нашей жизни... -
Веллера-то - люблю, ага.
Снарк, а ты можешь дать абсолютно точное и строго научное определение понятия "русскость"? И заодно пояснить, как оно связано с особенностями изучения мировой художественной культуры в СССР 1960-70-х годов.
СССР, кстати, был еще более многонациональным государством, чем Россия. А жизнь все примерно одинаковую вели.
Кстати, возвращаясь к Алексиевич и ее книгам. Ее многие ругают за намеренную "плаксивость" отобранных для публикации свидетельств.
Вспоминаю, как для выкладывания на ОФе свою подборку процеживала. Так вот-с... я сортировала рассказы как раз для пущей политкорректности. Ибо если валить все кулем - пстц какая неполиткорректная подборка получилась бы. Причем писали-то люди ни разу не антисоветской/антироссийской направленности. Но, видимо, о том, что совпадает с официальной доктриной, не так интересно рассказывать. Поэтому большинство рассказывали о случаях, выбивавшихся из традиционных представлений о войне. Например, о партизанах, которые грабили деревенских, и о немцах, которые подкармливали детишек и помогали бабам по хозяйству. Из этого, разумеется, не следует, что немцы всегда были хорошими, а партизаны - плохими. Но рассказывать людям хочется чаще всего о том, что не совпадает с официальной версией событий. Наверное, потому и такой перекос в "свидетельских показаниях". Только лишь по таким рассказам очевидцев получить объективное представление о происходившем вряд ли возможно. Но и полностью отмахиваться от них - вряд ли разумно.