О трансформации чел. сознания в эпоху техно глобализации
Создана: 28 Марта 2013 Чтв 22:54:38.
Раздел: "Это интересно!"
Сообщений в теме: 19, просмотров: 3602
-
То, что сегодня происходит с людьми, живущими в больших городах, или с теми, кто активно соприкасается с современными технологиями, – является важным, но малозаметным для самих участников, процессом. Под воздействием техногенной глобализации меняется мышление и психология восприятия человека. Из-за «погружения» в мир экранов происходит общечеловеческий переход в «поверхностный регистр мышления зрением», благодаря которому виртуальная реальность становится «объективной действительностью» наших дней. Подобная трансформация, усиленная развитием экраноцентричных, рекламных и «сетевых» технологий, способна привести к рождению нового типа людей – поколения Хаоса.
«Поднимите мне веки» - говорил гоголевский Вий в 1834 году. Спустя почти 170 лет, в эпоху техногенной глобализации, казалось бы, человечество должно идти вперед с широко открытыми глазами, однако стремительное развитие технологий, построенное на экраноцентричном принципе получения информации, подобно коварным мифическим сиренам способно увести нас в ложном направлении.
Основное воздействие глобализации заключается в утрате современным западным человеком чувства цельного системного видения картины мира, при постоянном отвлечении на кутерьму текущих событий. Основную роль здесь, как это ни парадоксально звучит, играют современные информационно-телекоммуникационные технологии. Недаром Наполеон Бонапарт еще в начале XIX века говорил: «четыре газеты смогут причинить больше зла, чем стотысячная армия». XXI век – век Интернета, благодаря которому осуществляются как массовые рекламные кампании и различного рода «цветные» или «сетевые» революции, так и бессознательное и пока незаметное размягчение комплексного парадигмального человеческого мышления.
О понятии техногенной глобализации
Прежде чем сделать первый шаг в сторону осознания такого развития событий, определим то, что мы понимаем под техногенной глобализацией.
Согласно классическому определению глобализация – это процесс всемирной экономической, политической и культурной интеграции и унификации [1, с.6-31]. С нашей точки зрения, ее экономический, политический и культурный аспекты являются лишь следствиями развития информационно-телекоммуникационных технологий, благодаря которым стала возможным глобализация, в ее современном обыденном понимании.
Техногенная глобализация – это естественное и всепроникающее развитие информационно-телекоммуникационных социальных технологий по всему миру, распространяющихся преимущественно из единого центра, который находится в ведущих странах Запада – США и ряде стран ЕС. Важнейшей ее особенностью является выгодное Западу распространение по создаваемым каналам из центра на периферию западной культуры [2,3], а также, в меньшей степени, – моделей экономики (рыночный, финансовый капитализм, «поклонение культу денег») и политики (демократия), а также других социальных концептов.
Мир как экран
Повседневная жизнь современного человека уже не мыслится без участия в ней постоянно «льющегося потока» информации с экрана телевизора, по оптоволоконным и беспроводным каналам Интернета, из которого мы черпаем данные через экран монитора или планшета. Более того, повседневная жизнь человека не может быть представлена без мобильного телефона, экран которого также «лучится сведениями».
Таким образом, из всех 5 чувств, на которых базируется человеческое мировосприятие, а именно – зрении, слухе, вкусе, обонянии и осязании, – в современную эпоху техногенной глобализации больше всего задействовано зрение, а ведь от 80 до 90 процентов информации к нам поступает именно через него.
Человеческое мышление устроено так, что любой объект, который мы видим, является просто зрительным образом, о котором, кроме того, что мы видим, мы более ничего не знаем. Небо для древних являлось местом жительства Богов, потому как они пользовались лишь зрением и требующим объясняющего мифа воображением, а уровень развития не позволял к нему прикоснуться. И только фундаментальное движение сквозь века заставило людей сначала колонизировать сакральное Небо спутниками и самолетами, превратив его в зону геополитических интересов, а затем и вовсе сделать из него огромный экран [4]. Так, наблюдая дерево, нормальный человек видит в нем только дерево, но ведь, если оно не является миражом или голограммой, либо рекламным щитом, то обладает еще и своей собственной историей, своим жизненным путем, который мы увидеть сразу не в состоянии. Может оказаться и так, что это и вовсе не дерево, а тщательно замаскированный вход в бомбоубежище. В то же время, если физику дерево будет видеться кучей организованных по определенному принципу атомов, то для «экономиста» это лишь сырье, материал для строительства или еще что-то. Чем в итоге является это «дерево» лишь по первому впечатлению, полученному через зрение, без прикосновения, ощущения его запаха или вкуса объективно понять невозможно [5].
Но именно на таком, поверхностно-доверительном принципе построено восприятие в современном экраноцентричном техногеннизированном мире. Это мир зрительного образа и мышления зрением, где метафизика красочности действа постепенно обостряется до своего предела. Мышление зрением за счет отсутствия задействованности других органов чувств делает современного «модернизированного» человека более доверчивым, лишает его критичности мышления, преобразуя процесс познания в симулякр [56]. Отсюда возникает и страстное желание судить обо всем на свете, зная о предмете разговора лишь малость, только видимую сторону, ориентируясь по слухам, но будучи четко уверенным в своей «фундаментальной правоте». Большую роль здесь играют маркетинговые технологии.
Интересным моментом, затуманивающим нам разум и заставляющим идти на поводу у зрительных эффектов, который подметили социологи [6], является то, что объем направлений или областей внимания у человека на протяжении последних веков оставался одним и тем же. При этом на микроуровне следует говорить о кратковременной памяти, когда в области внимания находится 7, плюс-минус два объекта; на промежуточном уровне, мы говорим о среднесрочных объектах интереса – чтении книги, изучении творчества музыканта или поэта, работе над проектом и т.п.; и макроуровень – получение высшего образования, создание семьи и др. Таким образом, если в период до начала техногенной глобализации сознание среднестатистического европейского человека было свободно для творчества, изучения чего бы то ни было, вместе с чем, как раз на XIX - начало XX вв. выпал расцвет научной, художественной, творческой мысли, – то в настоящее время наш разум совершенно погряз в массиве ненужных данных.
Так, по оценке аналитической компании IDC, только за 2006 год был создан 161 экзабайт цифровой информации (1 экзабайт равен 1 млрд. Гб). А это в 3 млн. раз больше чем все книги, написанные за всю историю человечества. В 2010 году этот объем возрос до 988 экзабайт, то есть почти в 6 раз всего за 4 года. По прогнозу компании Cisco, только через интернет-трафик в 2013 году будет передаваться 667 экзабайт цифровой информации [7].
Вместе с этим, уже начинают появляться на свет люди, которые вообще не знают, что значит жить без экрана – телевизора, Интернета, телефона и прочих средств обмена информацией. Свой вклад вносит и игровая зона, построенная на жестокости, принципе убийства всего, что движется.
Таким образом, получаем одно из направлений эволюции сознания современного человека. Описанные нами тенденции усиливаются вкладом в процесс самого человека, нацеленного на получение максимальной прибыли [8], благодаря чему свое интенсивное развитие получил процесс создания PR-технологий [9], позволяющих увеличивать объем продаж. Первичный интерес людей, усиленный за тем их жадностью, доведенной до абсурда, кстати, и привел человечество к глобальному финансово-экономическому кризису, начавшемуся в 2007-2008 гг. [10]
О технологиях доведения информации
С развитием рекламы начиная с 1960-70-х гг. за основу была принята именно зрительная стратегия. Причем тенденция развития рекламной индустрии продолжала свое движение по нисходящей спирали в сторону все большей яркости и откровенности [11]. Как только происходило привыкание к определенному уровню рекламы, и она переставала давать нужный эффект, планка насыщенности передвигалась на более действенную зону, при подключении уже животных инстинктов.
В результате современная реклама стала базироваться на 6 основополагающих принципах пропаганды, активно использовавшихся еще Адольфом Гитлером [12, с.175-176], но сформулированных З. Фрейдом и его племянником Э. Бернейсом [9]:
1. Пропаганды должно быть много, она адресована только массе, и масса должна встречаться с ее носителями постоянно, в любой точке пространства, в любой промежуток времени. Чем больше, тем лучше.
2. «Ее уровень должен исходить из меры понимания, свойственной самым отсталым индивидуумам из числа тех, на кого она хочет воздействовать… Она должна быть максимально проста». То, что понятно рабочему, поймет и интеллигент. Наоборот не получается. Поэтому простая пропаганда действует на всех, даже на тех, кто ей сопротивляется. В конце концов, когда большинство будет убеждено в чем-то, умное меньшинство вынужденно последует за большинством.
3. Пропаганда должна быть однообразна, «должна ограничиваться лишь немногими пунктами и излагать эти пункты кратко, ясно и понятно, в форме легко запоминающихся лозунгов». Пропагандировать наш лозунг мы можем и должны с самых различных сторон, но итог должен быть один и тот же, и лозунг неизменно должен повторяться в конце каждой речи, каждой статьи».
4. Пропаганда должна быть «однозначна»: «тут нет места тонкой дифференциации. Народ говорит «да» или «нет», он любит или ненавидит. Правда или ложь! Прав или не прав! Народ рассуждает прямолинейно». Никаких различных точек зрения и объективных подходов, никаких сомнений, колебаний, возможностей. Только решительность и однозначность. Выбор уже сделан. Факт уже налицо. О нем только информируют. «Все искусство тут должно заключаться в том, чтобы заставить массу поверить: такой-то факт действительно существует, такая-то необходимость действительно неизбежна, такой-то вывод действительно правилен».
5. «Пропаганда должна воздействовать больше на чувства и лишь в небольшой степени на так называемый разум… чем меньше научного балласта в нашей пропаганде, чем больше обращается она к чувству толпы, тем больше будет успех».
6. Пропаганда должна быть шокирующей. Не нужно входить в резонанс с мнением массы, а потом постепенно подводить ее к какой-то мысли. Нужно огорошить сразу. Только в этом случае можно привлечь внимание, а привлечение внимания — это начало пропаганды. Только шокирующее нестандартное послание люди будут передавать и пересказывать друг другу, тогда как то, что им привычно, они не заметят и не перескажут. Нужно сразу поразить и удивить. И действовать настойчиво. «В начале войны казалось, что пропаганда безумна в свой наглости, затем она начала производить только несколько неприятное впечатление, а, в конце концов, все поверили ей… чем чудовищнее солжешь, тем скорее тебе поверят. Рядовые люди скорее верят большой лжи, чем маленькой. Это соответствует их примитивной душе. Они знают, что в малом они и сами способны солгать, ну а уж очень сильно солгать они постесняются. Большая ложь даже просто не придет им в голову. Вот почему масса не может себе представить, чтобы и другие были способны на слишком уж чудовищную ложь. И даже когда им разъяснят, что речь идет о лжи чудовищных размеров, они все еще будут продолжать сомневаться и склонны будут считать, что, вероятно, все-таки здесь есть доля истины… Солги посильней, и что-нибудь от твоей лжи да останется».
Мы не случайно так подробно останавливаемся на этих принципах. По сути, мы в них живем. И чем дольше живем, тем они нам привычнее. Одновременно изощреннее становятся и технологии.
О примерах манипуляции сознанием на волне расширения техногенной глобализации
К выработке определенного поведения нас подталкивает постоянная работа технологий манипуляции сознанием [13]. Их важным аспектом становится уход от принципа многократного повторения, о котором пишет, например, Кара-Мурза [14] к принципу логического построения фактов таким образом, чтобы объект манипуляции сам, путем последовательных логических умопостроений пришел к изначально заданным манипулятором выводам [15]. Благодаря работе такой технологии манипуляции, объект считает то или иное умозаключение своим «детищем» и тем самым ему гораздо сложнее от него отказаться, то есть, таким образом выводная часть еще и закрепляется, бетонируется и становится почти что единственно верной.
Таким образом, получаем многократную ложь, считаемую правдой, или, проще говоря, мы получаем современную массовую рекламу.
Вместе с тем, благодаря погружению современного обывателя в нескончаемый поток новостной информации, его сознание как бы размягчается, становится менее критичным, а подаваемые данные все меньше ставятся под сомнение. Подчеркнем еще раз, что здесь речь идет именно о новом поколении людей, уже не мыслящих себя вне информационного поля, растущих и развивающихся в нем.
В этом контексте очень интересно изучение западных «информационных атак», например, связанных с событиями августа 2008 г. в Абхазии и Южной Осетии [16]. Тогда практически все западные СМИ, такие как BBC и CNN, как заведенные твердили о вторжении российских войск на территорию Грузии (подобные новостные агентства имеют одни из самых обширных корреспондентских сетей в мире, что по логике вещей должно исключать получение ложных сведений). Это в очередной раз подтверждает наличие определенного умысла в подобной антироссийской риторике.
Характерное информационное обеспечение проводится и в выгодных Западу многочисленных так называемых оранжевых революциях, которые нацелены на привнесение нестабильности в тот или иной регион и тщательно планируются Западом [17;18;19]. Вместе с тем, существующие технологии информационного оружия, получившие свое развитие благодаря техногенной глобализации, ни для кого уже не являются секретом [20;21].
Примечательно, что сферы применения такого информационного оружия могут варьироваться от банальных политических полигонов (политтехнологии, используемые при организации предвыборных кампаний), до организации «вздутия» цен на акции определенных компаний. Так, в США ведущую роль в «подсказывании» того, куда лучше всего вкладывать деньги играет канал CNBS [22], количество активных на рынке зрителей которого превышает 7 млн. человек [23, с.131]. Вещание этого канала организовано в операционных залах бирж и брокерских помещениях, оздоровительных клубах, ресторанах, цветочных магазинах, нефтяных вышках, заводах, студенческих общежитиях, комнатах присяжных и даже тюрьмах. Развиваясь, CNBC оказывал все большее влияние на процесс принятия решений на фондовых рынках. В итоге с обыкновенного информирования о состоянии рынков акцент сместился на освещение мнений биржевых трейдеров и окончательно на них закрепился. В результате объективность при оценке тех или иных вложений теряется, окончательно замещаясь оценочным субъективизмом [24]. Таким образом, усиливаются спекулятивные тенденции на рынках, и таким образом строится целая индустрия вокруг ценообразования, построенная на поведенческой психологии [25;26;27, с.37].
Виртуальный мир в цифрах (ситуация в России)
Теперь покажем масштабы грядущей глобальной информатизации пространства, которые с каждым годом увеличиваются с большой скоростью.
• число людей, включенных в глобальную сеть, за 2010 году увеличилось на 15%, и к началу 2011 года превысило 2 млрд. человек, из них 42% – в Азии;
• ежеминутно на самый популярный мировой фото-сервис Flickr загружается 3 тыс. фотографий, и общее их число на этом сервисе превысило 5 млрд.;
• в день люди просматривают 2 млрд. роликов на YouTube;
• за 2010 год отправлено 107 трлн. электронных писем (хотя почти 90% из них – спам, которого в день отправляется около 100 млрд. сообщений), сделано 350 миллиардов публикаций в Facebook;
• в начале 2011 года в самой продвинутой социальной сети мира – Facebook совокупное количество пользователей превысило 600 млн. человек (за 2010 год число его пользователей выросло на 250 млн. человек) [28] При этом согласно прогнозам уже в начале 2012 года число пользователей превысит 1 млрд. человек. [29];
• Twitter насчитывает более 175 млн. пользователей, а их число за 2010 год удвоилось;
• в российских «В Контакте» и «Одноклассниках» зарегистрировано по состоянию на май 2011 года - 180 млн. человек (135 и 45 соответственно), при этом ежедневная аудитория составляет 42 млн. человек (25 и 17).
Расходы на интернет-рекламу растут втрое быстрее рекламного рынка в целом. Если в 2009 году на этот вид носителя было израсходовано 54 млрд. долларов, то в 2011 году – 70 млрд. долларов.
В декабре 2010 года аналитики исследовательской компании eMarketer подсчитали, что за уходящий год интернет-реклама в США впервые превысила по объему продаж рекламу в газетах, включая печатные и онлайн-версии изданий.
Согласно подсчетам Ассоциации коммуникационных агентств России, отечественный рекламный рынок в 2010 году вырос по сравнению с 2009-м на 16% и составил 250 млрд. рублей [7]. По данным фонда «Общественное мнение», опубликованным в июне 2010 года, Интернетом в России пользуется более 37% взрослого населения, то есть 43 миллиона человек. 65% интернет-пользователей – это люди в возрасте от 25 до 54 лет. Все это делает Интернет весьма привлекательной площадкой для рекламодателей из самых разных отраслей.
Средний социально активный российский пользователь Интернета просматривал новости друзей и общался с ними в рамках социальных сетей почти 10 часов в месяц, в то время как в среднем в мире пользователи проводили за этим занятием только четыре с половиной часа. Таким образом, Россия оказалась страной с наивысшей в мире популярностью социальных сетей.
По данным TNS Web Index, на начало 2011 года среди россиян возраста 12-54 лет, проживающих в городах с населением более 100 тыс. человек и имеющих доступ к Интернету, в социальных сетях хотя бы раз в месяц бывают 95,2%, раз в неделю – 87,9%, а ежедневно – 75,7% (это более 25 млн. человек). Число россиян, желающих туда попасть, увеличивается за счет старшего поколения – тех, кому больше 50 лет. Это вполне отражает интересную мировую тенденцию, согласно которой второй группой по своей активности в Интернете после очевидной молодежной группы 15-24 года являются женщины старше 45 лет [30].
Social Media Marketing (SMM) и технологии
Social Media Marketing – маркетинг в социальных системах, таких как небезызвестные «В Контакте», «Одноклассники», Facebook и проч. Все они представляют огромный интерес для рекламщиков [31].
Уникальность ситуации заключается в том, что пользователи сами дают о себе информацию, подчас тщательно заполняя анкеты, указывают возраст, образование, сферы интересов, социальное положение и многое другое. Это позволяет компаниям просто выделить нужную группу потенциальных потребителей и работать с ней.
Производители приходят в качестве экспертов в интернет-сообщества, заводят свои группы в социальных сетях и становятся «ближе и роднее», тем самым получая еще и обратную связь от потребителей. При этом Public relations [32] формирует новую потребительскую среду – предрасположенность к спросу на что-либо или кого-либо – от нового «нанотехнологичного» памперса до политика нового поколения.
Социальные сети – территория свободного общения всех со всеми, где под видом «друга», дающего ненавязчивый совет, или независимого эксперта скрытно работает маркетолог. Люди все чаще выбирают товары и услуги, руководствуясь советами знакомых из интернет-пространства, а схема эта работает потому, что в ней изначально заложена идея непредвзятости такой экспертизы.
В то же время телевидение, не желающее уступать пальму первенства, перенимает интернет-технологии. Целый ряд спутниковых вещательных компаний в США, Великобритании и других странах готовится запустить так называемую таргетированную телерекламу. А это значит, что зрителям дифференцированно и целенаправленно будут показывать рекламу той продукции, которой они пользуются или которой могли бы заинтересоваться, исходя из семейного положения, статуса, пола, наличия детей, животных, автомобиля и других критериев [7].
Дальнейшее развитие и совершенствование подобных механизмов позволяет сделать рекламу максимально целевой. Этим уже активно занимаются мобильные операторы. Специалисты в один голос предрекают небывалый рост рынка мобильной рекламы в ближайшее пятилетие.
Не стоит забывать и о растущем потенциале влияния через мобильно-телекоммуникационные носители. С их помощью, например, можно экстренно спровоцировать ажиотаж и давку в каком-то месте, разослав сообщения молодежи о небывалой распродаже чего-то «ультрамодного и необычайно желанного», которая продлится всего несколько часов. С такой же легкостью можно спровоцировать массовый протест и беспорядки, сообщив потенциальной целевой аудитории о чем-то, что эту группу людей обязательно заденет за живое. Особенно, если к информации будет приложен видеосюжет с конкретными виновниками.
В погоню за современными технологиями устремились и традиционные бумажные носители. Речь идет о ноу-хау под названием Video in Print, когда в печатное издание встраивается маленький жидкокристаллический экран, транслирующий читателю ролики определенного рекламодателя. Первым таким рекламодателем в мире стала компания Pepsi. В 2009 году в США был выпущен журнал Entertainment Weekly с четырьмя рекламными видеороликами телеканала CBS и Pepsi. Эта реклама получила Гран-при рекламного фестиваля «Каннские львы» в категории Print. Примером использования технологии у нас в стране стал рекламный ролик Martini Gold для декабрьского 2010 года журнала Vogue Россия. Для видеоролика, опубликованного на страницах российского издания, впервые в мире был использован экран с диагональю 4,1 дюйма [7].
Создатели технологии, американская компания Americhip, обещают, что в скором времени из печатных изданий можно будет выходить в Интернет.
Параллельно с чисто техническими и технологическими путями к умам и душам потребителей совершенствуются весьма хитрые технологии обманного характера. К их числу стоит отнести технологии product placement (встраивание косвенной рекламы непосредственно в сюжет передачи, программы или фильма).
Технологию product placement нельзя назвать прорывной и революционной, появившейся в последние годы. Приемы позиционирования продукции в кинематографе неоднократно использовались в Голливуде, начиная со второй половины XX века, однако наибольшее распространение product placement получил после картины Стивена Спилберга «Инопланетянин». С тех пор большинство фильмов содержат скрытую рекламу и окупаются еще до выхода в прокат.
Product placement – это попытка «накрыть» телезрителя, уставшего и раздраженного прямой рекламой, негативное восприятие которой усиливается у него пропорционально прерыванию интересного ему фильма или передачи одними и теми же надоевшими роликами. А здесь все работает идеально. Человек смотрит интересный ему, ничем не прерываемый фильм или сериал, внутри которого любимые герои едят, пьют, курят, ездят, одевают и снимают с себя продукцию определенных марок и брендов. Демонстрируют соответствующий образ жизни (дом, газон, интерьер, город, страну), отношения с другими людьми (это тоже реклама, например кому и какие подарки следует делать для общения с людьми определенного круга, что нужно иметь обязательно и т. д.).
В 2010 году самой часто встречающейся рекламой подобного рода в американских фильмах стала реклама фирмы Apple. По подсчетам Brandcameo [7], реклама Apple появилась в 10 из 33 фильмов, возглавлявших кассовый рейтинг в США в 2010 году. На втором месте оказались Nike, Chevrolet и Ford, которые разместили рекламу в 24% фильмов. На третьем месте расположились Sony, Dell, Land Rover и Glock с показателем в 15%. Реклама этого направления растет сродни сетевым ресурсам. Так, если в победившем по общему количеству product plасement в 2010 году фильме «Железный человек» случаев встроенной рекламы было 64, то в первой серии фильма, выпущенной в 2008 году, их было только 42.
Макроэкономический и макропсихологический аспекты
Основная же цель всех обозначенных выше технологий заключается в том же, в чем состоит экономическая мораль современного капитализма, а именно в том, что цель всегда оправдывает средства. Если перевести эту мысль в регистр психологии, то используемая при продаже и основанная на чистой манипуляции сознанием реклама, по своей сути аморальна, так как речь идет о том, чтобы вынудить человека сделать то, что нужно продавцу товара, да еще так, чтобы он сам счел это своим желанием. При этом нейрофизиологами уже давно доказано, что многократное повторение рекламного ролика, при этом вызывающее отторжение, все равно, рано или поздно заставляет человека купить именно рекламируемую марку товара [11].
Основными факторами, которые превратили современное западное общество в общество безудержного потребления, зацикленное на материализме и пришедшее к глобальному кризису являются следующие:
Громадная мировая товарная индустрия, запущенная в послевоенные годы в США и странах Европы, а, главное, лежащий в основе западного общества принцип рыночного капитализма [33], то есть неизмеримая жажда получения максимальной прибыли от своего бизнеса, в итоге превратили Запад в общество потребления [34]. Такому превращению вместе с тем активно потворствовало безудержное печатание резервной валюты номер один в мире – доллара США. А параллельно с ростом мировой товарной индустрии активно развивались и рекламные технологии, маркетинг, брендинг и прочие отростки классической пропаганды, сформулированной еще Эдвардом Бернейсом в 1928 году [9].
Таким образом, мышление деньгами и товарами (товар-деньги-товар или деньги-товар-деньги), а не параметрами качества жизни медленно, но верно привело западное общество к материалистскому мышлению.
Параллельно с этим по демократическим и неолиберальным экономическим лекалам произошло интересное воплощение в жизнь одного из основных принципов человеческой психологии – желания быть признанным. В практической плоскости, именно такое желание во многом определяет поступки человека. Но если в тоталитарном обществе, как пишет Фрэнсис Фукуяма в своей книге «Конец истории и последний человек» [54], такое желание работало на благо «общего дела», то в демократическом обществе, учитывая широту возможностей самореализации, происходит размывание, рассеивание, энтропия человеческой энергии.
Таким образом, начиная с середины XX века, с бурным развитием рыночного капитализма, человеческая энергия реализовывалось в форме самоутверждения через процесс потребления, коллекционирования чего бы то ни было и т.п. Совокупность индивидуальных энергий жажды быть признанным и вылилась в существующем западном неолиберальном экономическом обществе (преимущественно за счет функционирования финансовых рынков) в глобальный финансово-экономический кризис. Просто любое явление имеет свои пределы, а говоря о кризисе, кроме экономических причин, мы вправе говорить и о глубоком психологическом основании.
Федор Смирнов, 2011 год
http://reosh.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=424:2013-03-27-17-41-12&catid=1:jdiscms&Itemid=22 -
Вискоза писала : Но мы же не будем торопиться?
Будем. Слишком много дел завтра в реальной реальности)))
Марксист-фрейдист, конечно, интересное сочетание. Маркс для меня довольно авторитетен, но только в части экономики. Его заочный "учитель" Гегель - гораздо ближе. Но Фрейд - сомнителен и даже ущербен...
Чтобы мне высказать своё мнение относительно Жижака - вечера будет не достаточно. Но я этого персонажа проштудирую обязательно, тогда и подискуссируем. -
почитайте Хохот шамана ,Серкина.. и не парьте мОзги ни себе не людям.. имхо.
Цитата:Маленькому ребенку нужны родители, подростку – товарищи, юноше и молодому мужчине – своя группа, семья, работа, государство.
– А взрослому мужчине?
– Как ты думаешь?
– Но он опирается на государство.
– Обычно государство опирается на нескольких взрослых мужчин, если, конечно, они есть и хотят подпереть.
– Значит…
- Именно, когда ты действительно взрослый – действительно не на кого опереться.
Цитата:– То есть люди, которые не любили взаимно, не смогут жить долго?
– Если они не пережили взаимной любви, у них не будет мужества нагонять волну своей жизни.
– Достаточно такого мужества?
– Его достаточно, чтобы учиться.
– Всем надо рекомендовать любовь?
– Любовь нельзя рекомендовать. Многие инстинктивно избегают любви, потому что она их покалечит или убьет.
Цитата:Асоциальны те, кто не любил и не может ничего добиться. Беглецы от общества. Какое мужество у беглеца?
Раньше людям не нужны были уголь, нефть или другие энергоносители. Сегодня они тратят на это большую часть заработка и мерзнут. Что же делать?
-Эта цивилизация ошибочна в том, что везде стремится создать одинаковые условия. Такой способ проигрышен, так как требует постоянного притока энергии извне. Скоро варвары будут изучать способы жить в тех условиях, которые есть.
- Кто это - варвары?
- Варвары - люди со столь низким уровнем культуры, что без своих приспособлений они не проживут в тундре и суток.
....................
Сумевший задать вопрос знает большую часть ответа.
..........................
Горы - это такие же волны, только очень медленные. Тот, кто видит, что горы являются волнами, видит, что и народы как волны. Сейчас волна одних народов на подъеме, других - на спаде.
..............................
Ты сможешь пойти своей дорогой только тогда, когда тебе не нужно опираться на других.
- Многие люди идут своей дорогой?
- Нет.
- Почему?
- Когда они смогли бы это делать психологически, они, как правило, настолько слабы физически, что нуждаются в помощи других: родни, общества.
- Наверное, много и здоровых?
- Нет. Слишком от многого нужно отказаться, а человек может это довольно поздно. Он и сам изобретает себе путы.
- Какие?
- Пока он здоров, он думает, что дети и внуки нуждаются в нем.
- Так действительно (опять усмехнулись) бывает.
- Редко. Просто он изобретает услуги, от которых они не отказываются. И (смеется) действительно благодарны.
- Человек, который все же пошел своей дорогой, обязательно должен жить отшельником?
- Нет. Но у него должен быть свой берег сокровищ.
- Аллегория?
- Конечно. У него должна быть внутренняя территория, недоступная другим.
- Туда выносит жизнь всякий хлам, как на вчерашний берег?
- Без этого не бывает. (Смеемся). Но есть там и много ценного.
- Если пустить туда другого, он соберет все ценное?
- Полбеды, если так. Может еще и нагадить. Твой Берег Сокровищ должен быть полностью недоступен другим.
........................
«...- Секс нужен не так часто, как кажется городским.
- Почему же такой культ секса?
- Люди заменяют им недостающие части своей жизни.
- Как? Какие?
- Например, человек, живущий рутинной жизнью, перестает чувствовать себя живым. Секс дает ему ощущение жизни. Естественно, что он зависим от этого.
- А как иначе почувствовать себя живым?
- Дух, любовь, ненависть, творчество, вера, цель... Все, что поднимает человека над рутиной, освобождает от псевдо-зависимостей.»
.........
«– Вирусы, бактерии, психосоматика – материальные проявления потери гармонии с миром.
– Но как бубен вводит человека в гармонию?
– На твоем профессиональном сленге это называлось бы вроде "настройка динамического стереотипа".»
-
Вискоза писала : ТС, окститесь, сейчас 2013 год, в век информационных технологий актуальность процитированных идей устарела лет на десять.
Смирнов Федор - экономист, аспирант Московского Психолого-Социального Института. Я так понимаю, это фрагмент его диссертации. Кстати начало сей статьи он базирует на взглядах психоаналитика Лакан Ж. (без этого никак) и тот же Славой Жи́жек, как Вы правильно его здесь приводите, развивает идеи Лакан Ж., являясь его последователем. -
Ну с Шаманом-то мы хохотали довольно давно -
Явление имеет место быть, но я бы не стал преувеличивать значимость ТВ, интернет воздействия на человечество.
Не знаю достоверной статистики, но даже для Омска регулярное общение и зависание в интернете характерно для четверти населения, для ТВ немного больше.
А остальные?
А те, кто уже знает, чтотакое манипуляция сознанием и может анализировать ситуацию?