Читатель, подскажи!
Создана: 12 Марта 2013 Втр 21:29:29.
Раздел: "Литература"
Сообщений в теме: 43, просмотров: 10411
-
Читатели, подскажите, пожалуйста, произведение, в котором герой, самозабвенно делал всякое нехорошее, а потом долго терзался и в результате стал делать только хорошее.
Ну, или не стал делать хорошего, но после терзаний умер, желательно, совершив самоубийство.
А еще лучше, чтобы он делал всякое нехорошее не просто так, а за идею какую-нибудь. То есть, запутался чтобы с принципами. -
о, спасибо! Правда, со мной уже настолько давно никто не говорит о литературе и культуре, что я цепляюсь за любой шанс быть хоть кому-нибудь полезной в этом вопросе )))
Знаете, не больший, чем литтелловские "Благоволительницы". Я буквально вчера, вспомнив "Щепку", проводила параллели между этими произведениями. И самый ужас даже не в масштабе трагедии (в одном случае - красный террор, в другом - окончательное решение), а в зеркальной схожести внутренней мотивации главного героя.
Но самый-самый ужас, на мой взгляд, здесь вынесен за рамки произведения. Обратимся к оценкам: Литтелл, вынося оправдательный приговор своему герою, понимает, что ходит по лезвию ножа, сознательно идет на обострение противоречия, оставляя читателю спасительную возможность подвергнуть Максимилиана Ауэ своему собственному внутреннему суду.
А теперь несколько строк из рецензии на повесть "Щепка": "перед нами герой, какого еще не видала человеческая история. Здесь внутренняя трагедия этого героя, не выдержавшего своего героического подвига. (...) Он мужественно встречает уход от себя мещанки-жены, падение своих сотрудников, но сам не выдерживает подвига революции — и гибнет. Гибнет во имя революции, как Моисей, которому "не дано войти в землю обетованную" коммунистического общества"
Т.е. страшна не сама повесть, а оценка, данная ей современниками. То, о чем Литтелл говорит в 2006 году, с опаской и всякими реверансами (его спасает только то, что он американо-французский еврей, страшно подумать, что бы было, выйди такой роман из под пера немецкого писателя), наши русские люди сказали вполне открыто за полвека до него, причислив Срубова к лику святых палачей, мучеников за идею. Это просто капец, этот поезд в огне =(.
Слово Литтелу:
"«Национал-социализм, – говорит Ауэ, – не что иное, как общее радение об истинной вере и правде». Им он и служит – Вере и Правде.
А что же совесть? Как же, как же, непременно… – куда ж нам без совести? Вот пример из романа. Совесть говорит Максу, что недостойно уклоняться от физического участия в акции, если ты одобряешь ее в принципе. И он поступает ПО СОВЕСТИ – то есть выходит из кабинета и, скользя по трупам, спускается в расстрельный ров, чтобы добивать полумертвых детей. Его выворачивает наизнанку от гадливости и отвращения, но он стреляет. Он стреляет, потому что так ему велит совесть!"
И сам же автор неоднократно указывает на сходство большевиков и национал-социалистов:
«Обе идеологии детерминистские, – говорит Максу пленный советский комиссар с многозначительной фамилией Правдин. – Но у вас расовый детерминизм, а у нас экономический... Я отношусь к вашему национал-социализму как к ереси марксизма».\
И когда критик с многозначительной фамилией Правдухин делает Срубова не просто невинным винтиком в жерновах Истории, но героем, новым Моисеем, то круг замыкается. Я даже говорить об этом не хочу, потому что, если есть на свете чистый сатанизм, то он, похоже, здесь. Прости им, Господи, ибо не ведают, что творят...
Как там было в "Аватаре": - Нэ благодари. За такое нэ благодарят! -
Ну тогда я Вам еще одного персонажа припомнила: Хилон Хилонид из "Камо Грядеши". Воровал-предавал-убивал, но потом раскаялся, уверовал и принял мученическую смерть. Вполне себе подходит под ключевые позиции запроса =) -
ИСТОРИЯ ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОЙ,
полной бурных приключений, жизни
высокочтимого полковника жака,
в просторечье именуемого
полковником джеком,
урожденного дворянина,
отданного в ученики к карманному вору,
процветавшего на поприще воровства
целых двадцать шесть лет,
насильно увезенного в виргинию,
откуда он вернулся купцом;
пять раз был женат на четырех шлюхах,
участвовал в войнах, выказал отвагу,
был произведен в полковники,
возвратился в англию,
удостоился чести именоваться
кавалером ордена святого георга,
был схвачен
во время престонского восстания,
помилован покойным королем,
остается и поныне командиром
своего полка, сражающегося
в царицыных войсках против турок,
и завершает свою удивительную жизнь,
рассчитывая умереть генералом.
написана автором робинзона крузо. -
я не бухаюСантехник-экстремал писал : Откуда у вас столько свободного времени, чтобы тратить его на чтение книг? -
Я с обеда как Кьеркегором закинусь, остается только Диккенсом заполировать перед сном.518 писала : я не бухаю
Пользу переоценить сложно.IceVegas писала :я цепляюсь за любой шанс быть хоть кому-нибудь полезной в этом вопросе )))
Это меня племянница трехлетняя научила, когда попросила выключить балет с Плисецкой, потому что "жалко". Мы говорим - кого, балерину жалко? Она ответила: "Нет. Себя".
Великая сила искусства. Мне прям здорово "Щепка" вкатила, как надо и когда надо.
Если можно, личный вопрос - на букмейте подписаны или читаете вышедшие в печать?
Спасибо, что упомянули об этой книге, я вообще неровно дышу к гонкуровцам, одна из немногих адекватных литературных премий. Надо читать.
Вернусь к этому вопросу уже после прочтения Литтела, но сейчас я хочу буквально обозначить то, что меня волнует в самом подходе к литературе сейчас. Как раз "Щепку" начали вчера обсуждать, сразу все цепляемся к предисловию - ну а там про жаворонков в печке, все дела. И слышу комментарий от собеседницы: "Про мясо я люблю, вот у Сорокина ребенка в печке того..." Я реагирую в духе - ну там не совсем то мясо а ведь реакция будущей читательницы характерная: сейчас проблема нравственного выбора выбрасывается на поверхность и остается только эстетика - красиво это или нет? А как подано? Меня "Сексуальность фашизма" Могутина в этом плане очень трогает; вот и по киношкам когда нацистским прошлась - "Гибель богов", "Ночной портье" (кстати, стоит читать?) - какая красивая подача, садизм начинает и выигрывает, а где же этичность происходящего? Уже как бы и "Щепку" можно притянуть к елизаровским "Ногтям", ну а что, мясо же, такая своеобразная фетишная вещь.IceVegas писала :А теперь несколько строк из рецензии на повесть "Щепка"
Но это то, что на поверхности. Процитированное Вами, безусловно, страшнее.
И мне вот просто интересно (вопрос риторический, конечно) - это типа нормально, что страшный грех коммунистического быдла не искупается и дает, блеать, еще положительный нравственный урок? То есть там даже есть какое-то, оказывается оправдание?.. (пока не пишу дальше, у меня глаз задергался)
А как же удержаться? Кстати, именно топикстартер буквально за пару месяцев до Вас мне Грофа рекомендовал))) а иначе трэшак я бы никак не пережила. У вас общее культурное поле и все рекомендации, уверена, в точку ("Камо Грядеши" не читала, но у меня есть время исправить).
upd
Извините, начала комментировать Ваш пост, не посмотрев истории сообщений. Оказывается, Вы уже писали о том, что пользуетесь исключительно читалкой, так что вопрос свой снимаю) Извините за оффтоп - а ещё Вы очень привлекательны
Вычитала в предисловии к "Благоволительницам":
Цитата: После публикации англоязычного варианта «Благоволительниц» Литтелл получил от британского журнала «Литературное обозрение» премию за худшее изображение секса в литературе
- я уже люблю этого чувака -
Извините за оффтоп, меня тут "Благоволительницы" вымораживают. Вроде и описания зверств только пунктирно, но это ж страшно всё равно. Может, "Молодые львы" Уэлша после них помогут? Посоветовали, потому что (по крайней мере, в самом начале) еврейский вопрос там обозначен спокойно, нацисты - с верой в свою правду. Кто читал, это так?
-
spectrum писал(а) :а первые курсы матфака вам на физкультуре зачитывали?
Нет, в кружках, которые вели специально приглашенные курсы. До сих пор помню спецкурс по теории архивирования информации. Или семинары по шифрованию от прикладников матфака. Очень интересно.
Жаль, что я потом записался в ВУЗ, лучше б в школе так и учился.