Из истории: Манифест освобождении крестьян (152 годовщина)
Создана: 19 Февраля 2013 Втр 21:30:10.
Раздел: "Поздравления и праздники!"
Сообщений в теме: 25, просмотров: 4818
-
Манифест 19 февраля 1861 года об освобождении помещичьих крестьян из крепостной зависимости
В манифесте 19 февраля 1861 г. кратко излагаются основные условия освобождения крестьян от крепостной зависимости (детально они изложены в утвержденных в тот же день восьми Положениях и девяти Дополнительных правилах). Полный текст Манифеста, как и извлечения из законодательных актов крестьянской реформы, воспроизводится здесь по официальному изданию: Высочайше утвержденные его императорским величеством 19 февраля 1861 года положения о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости. Спб., 1861.
—-
В середине февраля Положение об освобождении крестьян от крепостной зависимости и дальнейшем их устройстве было рассмотрено и одобрено Государственным советом. При рассмотрении его самодержцу не раз приходилось обеспечивать своим твердым вмешательством сохранение коренных начал осуществляемого им преобразования.
18 февраля 1861 года, в шестую годовщину смерти своего отца, император Александр Николаевич долго молился у его гробницы в Петропавловском соборе. На другой день, 19 февраля, министр внутренних дел привез государю для подписания закон об освобождении и устройстве быта крестьян и Высочайший манифест об этом. Император приказал выйти всем из кабинета; ему хотелось перед подписанием этого великого закона «остаться, — как он сам говорил, — наедине со своею совестью».
Знаменательный манифест об освобождении крестьян от крепостной зависимости был составлен, по желанию государя, митрополитом Московским Филаретом. В начале манифеста говорилось о тех общих основаниях, на которых производилось освобождение крестьян. Далее государь выражал свою благодарность дворянству, «которое добровольно, побуждаясь только уважением к достоинству человека и христианскою любовью к ближним, отказалось от упраздняемого ныне крепостного права...» Вместе с тем император выражал надежду, что «крепостные люди, при открывающейся для них новой будущности, поймут и с благодарностью примут важное пожертвование, сделанное дворянством для улучшения их быта». Крестьяне призывались в манифесте «к верному и прилежному употреблению в дело дарованных им прав». «Самый благотворный закон, — говорилось в манифесте, — не сможет людей сделать благополучными, если они не потрудятся сами устроить свое благополучие». Заканчивался манифест 19 февраля высокотрогательными словами, которые всякий русский человек должен всегда помнить: «Осени себя крестным знамением, православный народ, и призови Божие благословение на твой свободный труд, залог твоего домашнего благополучия и блага общественного».
Подписанный Александром Вторым манифест был объявлен в обоих столицах в Прощеное воскресенье, 5 марта, а в других городах — в ближайшую неделю нарочно для этой цели посланными от государя доверенными лицами.
В Петербурге, когда государь вышел после развода из Михайловского манежа и его окружила толпа народа, он сам прочел собравшимся манифест. Впечатление было чрезвычайное. Когда коляска государя показалась потом на площади перед Зимним дворцом, многотысячная толпа народа восторженными кликами приветствовала царя-освободителя. «Было Прощеное воскресенье, — писал очевидец, — а прошло оно, словно светлое Христово Воскресенье. Многие незнакомые люди поздравляли друг друга, обнимались, целовались на улице».
По всей России «воля» была встречена народом с глубокой благодарностью монарху, ее даровавшему, и вместе с тем спокойно: волнений, которых многие опасались, совсем почти не было. Русский простой народ показал тогда себя достойным освобождения от крепостной неволи и этим оправдал доброе о нем мнение государя и доставил великую радость своему царю-благодетелю. Во многих иностранных землях крепостное право было отменено раньше, чем в России, но почти везде отмена его сопровождалась смутами и беспорядками. Кроме того, крестьяне там освобождались без земли, и часто их положение после освобождения становилось тяжелее: они попадали в полную имущественную зависимость от помещиков, так как собственной земли у них не было ни пяди. На нашей же Родине сделано было иначе: каждый освобождаемый крестьянин получал душевой надел, размер которого был в разных местностях различен в зависимости от местных условий. Так как наделы крестьянам были отводимы из земель, составлявших собственность помещиков, то последним и надлежало возместить ее стоимость.
Из 20 миллионов освобождаемых крестьян только немногие немедленно могли сами рассчитаться за предоставляемые им земли, огромному же большинству пришло на помощь государство, которое оплатило помещикам стоимость выделенных крестьянам наделов с тем, чтобы крестьяне возместили казне выплаченные за их счет деньги ежегодными взносами.
(с)
===
Всего то каких то 152 года назад это было... -
-
Самое любопытное- де-юре крепостного права в России не было. То есть не было закона, прикрепляющего крестьянина к земле и к хозяину.
Комиссия юристов при Николае Палыче из немцев чутьне свихнулась от этой проблемы: надо отменять, а отменять нечего. Были подняты законы с Ивана Грозного, но обнаруживались только частные распоряжения, рекомпндации воеводам, дарственные на крестьян.
Крепостное право вводилось самозахватом, истиеблением непокорных, принуждением оставшихся в живых к покорности. То, что происходит и сейчас.
Поэтому текст Манифеста выглядит очень странно для законодательного акта.
И зависимостькрестьян от момещиков не прекратилась. Землю им не дали, она выкупалась потом до начала двадцатого века. Эти выплаты обескровили сельское хозяйство и экономику страны. -
-
как ни крути, когда человека продают, проигрывают в карты, различают с семьями...да и корова могла больше стоить в деньгах. вобщем как ни назови, рабство оно и есть рабство.
-
Да печальная страница истории тем не менее. Но большая часть помещиков были православные люди и по доброму относились к своим крестьянам, а то что вы описываете это единичные случаи, резко осуждавшиеся в обществе, современная полиция/милиция больше вреда нанесла "свободным" гражданам, чем помещики.
Каждая система хороша, если люди составляющие систему хорошие.
Но идеальных обществ не было и нет и будут ли? Можно лишь улучшать себя, близких, окружающих и бороться за свои права. ИМХО. -
Ага, единичные случаи. Люди уже готовы были другому царю присягнутьLоrdmаn писал :
Да печальная страница истории тем не менее. Но большая часть помещиков были православные люди и по доброму относились к своим крестьянам, а то что вы описываете это единичные случаи, резко осуждавшиеся в обществе
ну и для маянезика
Е. Ф. Грекулов, в книге «Православная инквизиция в России», изданной Академией наук СССР в 1964 году, опираясь на летописи, сообщает, что Владимирский епископ Федор, живший в XII веке, лишал своих противников сел, одних обращал в рабство, других заключал в тюрьмы, рубил им головы, выжигал глаза, резал языки, распинал на стенах. Будучи крупным феодалом епископ Федор отказывался признавать власть киевского митрополита.
Согласно «Большой советской энциклопедии»
Православная церковь была одним из важнейших институтов государства. Являясь крупным собственником и эксплуататором, она верно служила господствующим классам царской России. Духовенство внушало трудящимся мысль о «богоустановленности» царской власти, помогало самодержавию подавлять крестьянские восстания, выступления дворянских революционеров, движение разночинцев, активно противодействовало революционной борьбе пролетариата. Во всех трёх русских революциях русская П. ц. находилась в стане антинародных сил