Патрик Зюскинд: "Парфюмер"
Создана: 30 Января 2006 Пон 15:50:42.
Раздел: "Литература"
Сообщений в теме: 37, просмотров: 10041
-
На днях завершил чтение этой книги. Довольно интересный подход к описанию подсознательного. Всем рекомендую!
Читать книгу.
Кто уже читал, поделитесь впечатлениями.
P.S. Комментарии по "анатомии зла":
С первых строк "Парфюмера" мы погружаемся в мир запахов, ужасающих запахов Парижа 18 века. С шокирующей простотой и откровенностью, Зюскинд ведет нас через городскую клоаку к месту рождения одного из самых страшных литературных убийц - Жан-Батиста Гренуя. Само место и обстоятельства рождения вызывают отвращение у читателей. Но, похоже, автор добивается именно этого. С самого начала, красной нитью через всю книгу проходит утверждение об изначальной порочности Гренуя. "Он - дьявол", - говорят кормилицы. Единственное желание отца Террье, опекуна Жан-Батиста, - поскорее избавиться от ребенка. Откуда же у людей такая реакция? Дело в том, что Жан-Батист Гренуй не имеет запаха, он ВООБЩЕ не пахнет ничем. Это внушает страх и ужас людям. Подсознательно они боятся неизвестности, как звери, которые даже во сне ощущают запах приближающегося существа, который говорит им, идет ли враг или друг. А неизвестность - это всегда враг.
Гренуй напомнил мне героев американских комиксов. Человек, лишенный чего-то, имеет дар, который, в конечном итоге делает его сильнее. Дар Гренуя - зеркальное отражение его ущербности. Он чувствует ВСЕ запахи, малейшие оттенки, его, как зверя на лесной тропе, ведет вперед собственный нюх. Из всех ощущений ему необходимы лишь запахи, которые он может разложить на составляющие, которые заботливо упаковывает в глубинах своего разума, чтобы в один прекрасный момент вытащить на поверхность и насладиться еще раз тем или иным ощущением, пережить то или иное событие своей жизни. Автор проводит параллели между отсутствием запаха у Гренуя и отсутствием морали в общечеловеческом понимании этого слова. Однако, здесь это не просто неприятие и нарушение моральных норм и принципов, здесь это - полное непонимание и нежелание понять. Жан-Батист Гренуй - полностью самодостаточный человек. Особенно остро понимаешь это, читая историю семи лет его отшельничества в горах. Ему не нужно людское общество, ему не нужны никакие материальные блага, известность, власть. Ему нужен лишь он сам. И еще - запахи, запахи, которые составляют остов его мира.
Зюскинд сравнивает Гренуя с клещом. Однако клещом он становится не сразу - это долгий и извилистый путь. Пожалуй, первый раз он пытается извлечь выгоду для себя, когда создает духи для Бальдини. Он использует жадность и алчность последнего, чтобы добиться своей цели. Первое убийство рыжеволосой девушки с улицы Марэ - жестоко и бессмысленно. Гренуй не осознает, что он сделал, ему это не нужно, он получил, что хотел, он положил на полку еще один аромат. Однако, пока это всего лишь относительно "бесцельное" убийство... Настоящая цель появиться гораздо позже. Она выкристаллизовалась из извращенного сознания Гренуя на вершине Плон-дю-Канталь и оформилась при знакомстве с маркизом де ла Тайадом. Жан-Батист понял, что может управлять людьми и может добиться того, чего был лишен - человеческой любви. Череда страшных убийств и апогей - заключительная оргия на площади в Грасе - триумф Великого Гренуя. Он добился всего, что задумал, он создал сам себя, заставил обожать, но не уважать. Но последнее - ничто значения для человека, для которого абстрактные понятия не имеют смысла.
Из всей вереницы персонажей в "Парфюмере" особое внимание привлекает еще один - Риши. Кажется, один он способен противостоять Греную, один он почти разгадал коварный замысел Убийцы из Граса. Почему же это произошло? Ответ - Гренуй и Риши как ни странно похожи. Их объединяет четкое потребительское отношение ко всему, в том числе и к людям. Лаура Риши для Гренуя всего лишь источник запаха, а для родного отца - предмет гордости и возможность возвыситься в обществе через удачный брак. Ни один ни другой видят в ней всего лишь вещь, но никак не человека. Проигрыш Риши можно объяснить лишь одним - человеческого в нем оказалось больше, чем в Гренуе.
Зюскинд написал ужасающую книгу, ужасающую во всех отношениях. Стилизованное под старинный роман, неспешное жизнеописание Жан-Батист Гренуя шокирует своими подробностями, атмосферой спокойной брезгливости и отвращения. Никогда еще зло не было таким явным и отталкивающим. Почему роман оставляет такое впечатление практически у всех читателей? Описания и подробности убийств в книге не настолько шокирующие, как те, что предлагает нам сегодняшняя жизнь, однако, почему же мы с отвлеченной безразличностью взираем не экран телевизора, где показывают результаты работы очередного кровавого маньяка, и почему нас пробирает мороз по коже при чтении "Парфюмера"? Автор мастерски использовал то, что существует в человеке с доисторических времен, то, что досталось нам в наследство от наших животных предков, то биологическое, что сидит глубоко в нас, на подсознательном уровне, то, что вызывает беспричинный страх и ужас, или, наоборот, удовлетворение и радость. Никогда еще сравнение убийцы с животным не было так убедительно, мотивации поступков столь бессмысленны с одной стороны и изысканно определены с другой. Зюскинд обращается к животному подсознательному в человеке, будоража глубоко сидящие в нем инстинкты, пробуждая память предков, заставляя нас вспомнить, кем мы хотим быть, и кем мы являемся на самом деле. -
-
-
-
-
-
-