Миллионер из трущоб благодарит судьбу, что попал на зону
Создана: 25 Мая 2011 Срд 9:48:38.
Раздел: "Юриспруденция"
Сообщений в теме: 2, просмотров: 864
-
Получив компенсацию в 2 миллиона рублей за несправедливый приговор, деревенский тракторист бросил пить, купил квартиру и начал новую жизнь [обсуждение]
Ангелина ЛЮБИНЕЦКАЯ («КП» - Уфа») — 25.05.2011
Башкирская деревушка Айсуак - место тихое, пыльное и безрадостное. Точнее, одна радость есть - спиртоводочный завод. Градообразующее, так сказать, предприятие, явно наложившее свою печать на облик и характер местных жителей.
У сельмага нас встречают мутными взорами три живописных алкаша.
- А где у вас тут тракторист, который отсидел и стал миллионером?
- Андрюха-то? Там он. - Тот, что потрезвее, машет рукой куда-то в сторону заброшенного Дома культуры. И добавил как-то удивленно: - В огороде копается. Эх...
Почему «эх», мы поняли спустя пару минут.
«МОЯ НОРМА БЫЛА - ДВА ПУЗЫРЯ В ДЕНЬ»
Жертва судебного произвола, 39-летний Андрей Дроздов, с невероятной скоростью вскапывал грядку.
Лопату из рук не выпустил даже тогда, когда осознал, что впервые в жизни дает интервью центральной прессе. Был Андрюха сосредоточен, целеустремлен и кристально трезв, что и было, похоже, причиной того горького «эх»... Местным алкашам он больше не друг и не собутыльник.
Но не случись в его жизни тюрьмы, пусть даже несправедливой, наверное, он до сих пор сидел бы четвертым у сельмага.
- Картошку же сажать надо, мамке обещал, что сегодня закончу. Я вам коротко скажу: повезло мне, что на зону попал! По-вез-ло!
- Ну ничего себе, - говорим, - а пожаловаться на прокурора-гада? А на следователей, которые дело сшили? А на заговор оборотней в погонах против честного народа?
Тут Дроздов на минутку бросил свою лопату.
- Это как посмотреть... Я много думал на этот счет. До колонии был запойным, а теперь, считай, миллионером стал. 2 миллиона рублей мне государство выплатило за незаконную отсидку. Квартиру купил. В городе! Теперь в Кумертау (город в 250 км от Уфы. - Авт.) живу. Ремонт сделал, маме холодильник подарил… Два миллиона - это, выходит, по 500 тысяч за каждый год в колонии. В перерасчете на один месяц - почти 42 тысячи. Столько бы я здесь ни в жизнь не заработал бы.
В дотюремной жизни зарплата у тракториста Дроздова была 10 тысяч рублей. Из них 5, а то и 6 он железно пропивал.
- Норма у меня была - два пузыря в день...
- На одного?
- На одного, но пили вдвоем с товарищем, он-то безработный, ему было совсем нечем заняться. А я, бывало, даже на трактор пьяный садился.
И вот однажды Андрюха допился...
УСНУЛ РЯДОМ С УБИТЫМ
27 октября 2002 года ночью кто-то забил до смерти местного жителя Асхата Харрасова. Он пролежал на обочине дороги всю ночь и потом, через два дня умер в больнице, не приходя в сознание. А наш герой-тракторист, тоже не приходя в сознание по причине глубокой алкогольной интоксикации, брел по этой же дороге, наконец упал и заснул. В нескольких метрах от умирающего человека.
Когда его утром растолкали милиционеры, Дроздов с дикого похмелья не смог внятно ответить на несколько каверзных вопросов: как он тут оказался, почему рядом с ним валяется ржавая тракторная тяга и почему все руки расцарапаны? Потом, конечно, вспомнил, что тракторную тягу он просто слямзил (в хозяйстве сгодится), но дотащить железяку до дома не смог. А царапины - так трактор до того ремонтировал. Потом выпил с устатку - и...
Не убедил. Следствие произвело Дроздова в подозреваемые. Тяга превратилась в орудие убийства. Хотя никаких отпечатков на тяге сыщики так и не нашли - осень, все в грязи и навозе. Поцарапанные руки - следы драки.
- Да не мог я драться, был мертвецки пьян! - оправдывался Дроздов. Однако суд все же признал его виновным. И получил тракторист десять лет строгого режима.
«В КОЛОНИИ НАС ДЕРЖАЛИ КАК СОБАК»
Колонию Дроздов нам описывать долго не хотел.
Хотя и поминает через слово - мол, если бы не зона, спился бы на хрен и рано или поздно точно бы вляпался во что-то нехорошее. Но все же его прорывает:
- Мы там как собаки были или что-то вроде этого. Во время этапа, например, нужно выйти из машины и метров сто идти по коридору из вооруженных людей в масках. Причем идти заставляют на корточках, заложив руки за голову. Это унизительно! Я ничего никому не сделал плохого, чтобы такое терпеть! Но если чуть привстал или, не дай бог, замедлил ход, тебя тут же начинают швырять о капот машины. Одному парнишке так голову разбили, что лечиться пришлось, но он даже жаловаться никуда не стал.
Но самое страшное - это одиночная камера. Покантуешься там сутки и понимаешь - вот так люди и сходят с ума. Не зря одиночку так и называют «шизо». Мяса за четыре года нам ни разу не давали. Знаете, как там готовят? Сварят макароны в пустой воде. Макароны вынут - вот вам второе. А вода, которую слили, - это суп. Я до колонии был 95 килограммов. А вернулся - только 60. На 35 кило похудел! Мать едва узнала. Мыться там можно только раз в десять дней под холодным душем. А окошко - аккурат над этим ледяным душем, и оно даже зимой бывало разбитым. Тут уж либо «моржом» станешь, либо сдохнешь от пневмонии.
Про туалеты на зоне слышали, пожалуй, все - они обычно в камере общие, это просто дыра в полу. Так что справлять нужду приходится при всех сокамерниках. Я первые десять дней не мог на это решиться.
Почти во всех камерах не хватало мест. Первое время спишь на бетонном полу, а то и возле параши. Гулять нас пускали в лучшем случае минут на 15, хотя положено на час.
Помучился я вот так пару недель и озверел: терпеть все это десять лет?! Да еще ни за что?! Выйду - а ни дома, ни жены... И - клеймо убийцы на всю жизнь. Переживал очень. До колонии как-то не задумывался - как живу, почему именно так...
Ручку в руках держал последний раз уж не помню когда. Наверное, в школе еще. А тут жизнь заставила, и я касачки (кассации. - Ред.) с жалобами начал строчить почти каждый день. Помогали сокамерники - там все поневоле становятся юристами. Главное - отправить жалобу как можно большему количеству адресатов: президенту, премьер-министру, уполномоченному по правам человека. Пусть даже никто не отреагирует, но прокуратура и суд увидят, кто стоит в копии, и внимательнее отнесутся. Жаловался не только на условия в камере. Но и на то, что осмотр места преступления провели через месяц после убийства. А главное - ну не было против меня улик!
Поначалу жалобы Дроздов писал вместе с адвокатом, которого наняла для него мать. Потом наловчился сам, а адвокат тем временем обивал пороги судов, по которым кочевало дело. Дошло до Верховного суда РФ. Там отменили приговор и отправили дело на новое рассмотрение. В результате Дроздова освободили прямо в зале заседаний. Но заплатить адвокату деревенскому мужику было нечем. Сам - только что из зоны, безработный. Мать - пенсионерка, из хозяйства - только гуси. Была одна корова, но и ту пришлось продать: после засухи сено стало очень дорогим...
Это - оправдательный приговор суда. Дроздов признан невиновным.
«КАК БУДТО И НЕ ЖИЛ ДО ЭТОЙ ИСТОРИИ»
- Как же додумались денег отсудить у государства?
- Это адвокат предложил. Я сперва отмахивался - отпустили, и слава богу. А потом поразмыслил... Если получится - дом куплю, жену туда приведу, из нищеты вечной выберусь. И вдруг так сильно захотелось пожить по-человечески, что решил судиться. А первым делом пить бросил, чтобы уже никто меня по пьянке подставить не мог.
В иске на компенсацию морального вреда тракторист просил 30 миллионов рублей (а что, гулять так гулять). Дело рассматривали несколько лет и вот наконец присудили два миллиона. Что по меркам деревни Айсуак - сумма астрономическая. Такие деньги всем жителям (это всего тысяча человек) за год не заработать - даже если мужики дружно бросят пить...
Соседи с изумлением наблюдали, как последний забулдыга Андрей превращался в самого богатого мужика на селе. С тех пор как освободился, ни грамма алкоголя он на грудь не принял. От бывших подружек - девок веселых и гулящих - бегает как от огня. Справил новоселье. Теперь жену ищет, нормальную.
- Вы напишите у себя газете - жениться хочу, девушку найти здесь не могу. Все пьющие ко мне липнут...
Девушки, если надумали, - адресок у нас в редакции. Но надо поторопиться - завидный жених вот-вот уезжает в Сочи, работать на олимпийской стройке.
- Деньжата на свадьбу есть, но я мир хочу посмотреть, нигде же не был. Как будто и не жил до этой истории.
Если бы со мной такая беда не случилась - так и не узнал бы, что можно все круто изменить. Так что я вам серьезно говорю - повезло мне...
ВМЕСТО ПОСЛЕСЛОВИЯ
Настоящего убийцу так и не нашли - висяк по-прежнему пылится на полке.
И судья, который вынес приговор нашему трактористу, и прокурор, представлявший обвинение, ушли на пенсию.
- Когда Дроздова оправдали, никого из тех, кто отправил его за решетку, не наказали - даже выговор не объявили, сколько я ни бился, - возмущается адвокат Дроздова Азат Кашапов. - Говорили: мол, в законе это не прописано.
Уволили только следователя, который вел дело пьяного тракториста, - за пьянство на рабочем месте. -