Смысл жизни и наука
Создана: 05 Апреля 2019 Птн 3:36:19.
Раздел: "Религия, мистика, непознанное"
Сообщений в теме: 320, просмотров: 252186
-
Любопытный рассказ о поиске смысла жизни:
Вы прибыли в Израиль в 1973 году, в то время, когда там была война Судного дня. Как Ваша жизнь в России подготовила Вас к тем глубоким размышлениям, о которых Вы рассказываете нам сегодня?[/b]
М. Лайтман: Я рос обычным ребенком. Мои родители были врачами. Они меня хорошо подготовили. Мы жили в Белоруссии, в маленьком городе Витебске, где большая часть населения были евреи. Этот город дал миру таких известных людей, как выдающийся художник Марк Шагал и многих других. Я спрашивал себя в детстве (и я уверен, что всех детей это интересует): «Зачем мы живем?» Затем я слышал этот вопрос от своих детей, а сейчас я слышу его от моих внуков: «Зачем я живу?». Мне этот вопрос не давал покоя. Обычно люди забывают о нем, а я не забыл. Я выбрал себе специальность биологическая кибернетика, потому что считал, что она поможет мне узнать секрет жизни. Но изучив и эту область науки, я не получил ответа на свой вопрос. Уже, будучи ученым, я приехал в Израиль и продолжил свои поиски, пока не услышал, что возможно наука Каббала сможет дать ответ на мой вопрос. Я ничего о ней не знал и не был религиозным человеком. И тогда я начал искать каббалистов. Прошло много лет, пока в 1979 году я нашел своего учителя. За время поисков я повстречал разных людей: тех, кто под маркой Каббалы продавал камеи, красные нитки и святую воду; тех, кто проводил медитации и учил каким-то движениям и танцам, выдавая это за Каббалу. Внезапно я обнаружил, что название «Каббала» хотят приклеить к чему угодно. Но все же я ходил повсюду, чтобы познакомиться с тем, что выдают за Каббалу, и понять, верно это или нет, хотя и знал тогда, что Каббала должна быть наукой.
Я уже едва не разочаровался в своих поисках, поскольку побывал в Иерусалиме, у Баба Сали и у других очень известных каббалистов. Но ни один из них не смог научить меня и дать четкое объяснение смысла жизни. Я желал узнать, откуда происходит жизнь, зачем мы живем, в чем состоит свободный выбор человека, чем заканчивается жизнь, как я могу ее реализовать, как мне ощутить, что будет после моей смерти, откуда появился человек? Это – характерные научные вопросы. Но никто не мог дать на них ответа. Лишь по прошествии многих лет, когда я нашел своего учителя рава Баруха Ашлага и спросил его об этом, я тут же получил действительно точные ответы. Вот тогда я понял, что здесь мое место и остался у него учиться.
Не могли бы Вы рассказать, что изучает каббала, какова ее главная цель?
- Каббала - это наука, позволяющая изучить природу человека, найти смысл жизни и возможность восприятия истинной реальности, находящейся за пределами пяти органов чувств, с помощью которых мы воспринимаем наш материальный мир. Поэтому, скрытая все тысячелетия, каббала сегодня раскрывается нам, чтобы предложить человеку себя как средство для построения связи между людьми, для того чтобы преодолеть кризис во всех сферах нашей жизни. - Вы называете каббалу наукой. Расскажите, пожалуйста, о методике изучения каббалы? Связана ли каббала с религией? - Особенность методики каббалы в том, что она непосредственно соединяет человека с изучаемой частью мироздания. Читая тексты, написанные каббалистами, человек вызывает на себя воздействие особой силы, скрытой в этих книгах. Эта сила развивает его до уровня понимания законов, действующих на каждой ступени мироздания, вплоть до постижения его самых глубоких тайн.
Наука Каббала никак не связана с религией. То есть связана в той же самой степени, что, скажем, физика, химия, математика, но не более. Каббала - не религия, и это легко обнаружить хотя бы из того факта, что никто из религиозных людей не знает ее и не понимает в ней ни одного слова. Глубочайшие знания основ мироздания, его Законов, методику познания мира, достижение Цели творения Каббала скрывала в первую очередь от религиозных масс. Ибо ждала времени, когда разовьется основная часть человечества до такого уровня, что сможет принять каббалистические знания и правильно использовать их. Каббала - это наука управления судьбой, это Знание, которое передано всему человечеству, для всех народов земли. - Раньше наука каббала была секретна и лишь немногим доступна для изучения. Почему сейчас учение каббалы стало широкодоступно и продолжает распространяться по всему миру?
- Во всех каббалистических источниках, начиная с самых первых (например, "Книга Ецира" была написана в Древнем Вавилоне, около четырех тысяч лет тому назад), говорится о том, что Каббалу надо скрывать до тех пор, пока человечество не поймет: его безумное развитие в соответствии с эгоизмом, который постоянно растет в нас, это совершенно неправильный путь. Сейчас кризис становится всеохватывающим. Депрессия - болезнь номер один, небывалый уход в наркотики, хотя все они известны еще с древних времен. Никогда не было такого всеобщего разочарования.
Мы всегда думали, что детям будет лучше, чем нам, а сейчас мы уже так, в общем-то, не думаем. "Завтра" что-то не рисуется нам безоблачным. И все это только начинает раскрываться. Только с 90-х годов XX века разрешено и рекомендуется распространение науки Каббала. Почему? Потому что люди уже не так сильно связаны с религией, стали выше примитивных представлений о силах природы как о человекоподобных существах, русалках, кентаврах и пр. Люди готовы представить себе Высший мир как мир сил, силовых полей, мир выше материи. Вот этот-то мир сил, мыслей и изучает наука Каббала. И не просто изучает, а позволяет человеку понять эти силы и изменить себя, привести себя и общество в соответствие с этими силами, прийти к равновесию, гармонии с ними.
- Вы написали несколько десятков книг, посвященных каббале. Скажите, какие основные вопросы вы рассматриваете в своих книгах, и какие каббалистические труды комментируете?
- Мои книги являются углубленными комментариями ко всем оригинальным каббалистическим источникам: Книге Зоар, текстам Ари, Бааль Сулама. В своих работах я предлагаю новый взгляд на Каббалу и показываю и объясняю ее как знание, необходимое для всего человечества.
Хотелось бы узнать, какая связь науки Каббала и Голливуда? Я не выполню своего журналистского долга, если не задам вопрос о популярных знаменитостях. Так что же собой представляет Каббала Голливуда?
М. Лайтман: Голливудская каббала не является Каббалой. Я написал сорок книг по науке Каббала, девять из которых написаны совместно с учеными разных направлений – биологами, квантовыми физиками, философами. И как ученым, так и каббалистам понятно, что Каббала – это наука. Такие философы как Лейбниц и Ройхлин, жившие в средневековье, утверждали, что Каббала – это наука, ведь еще во времена Пифагора и Аристотеля это было общеизвестно. А сегодня, благодаря популярности Каббалы (и я могу объяснить, почему она становится популярна), под ее маркой желают продавать легкомысленные вещи и мистику, которые совершенно не имеют к ней отношения.
Имеет ли какое-то отношение к Каббале Альберт Эйнштейн?
М. Лайтман: Нет. Многие ученые были уже близки к Каббале. Альберт Эйнштейн также приблизился к границе, где заканчивается физика и начинается Каббала. Ведь Каббала рассказывает о том, что происходит за материей, т.е. о силах, приводящих ее в действие. И он почти приблизился к ней. Все физики сегодня очень близки к Каббале, и поэтому мы поддерживаем с ними связь и можем совместно писать книги. Как раз сейчас мы нашли точку соприкосновения, которая, в действительности, связывает нас, потому что Каббала рассказывает о том, что происходит за пределами этого мира. Это подобно тому, как, увидев вышитые на картине цветы, вы воспринимаете только ее внешнюю сторону. А Каббала рассказывает об обратной стороне картины – о переплетении нитей, связывающих ее изнаночную сторону с внешней стороной. Иными словами, эта наука говорит о силах, приводящих в действие материю, т.е. действительность. Получается, что физика говорит о силах, действующих с внешней, видимой нами стороны, а наука Каббала – о воздействии с обратной стороны. Вот на этой границе мы и встречаемся с физикой.
Поэтому если бы Альберт Эйнштейн был бы жив в наши дни, то нам было бы легче найти взаимопонимание, и вообще я был бы очень рад поддерживать связь с такими людьми, как он. В сущности, наука Каббала – это и есть физика сил, действующих за материей........... -
Вопрос: Кто такой Творец?
Ответ: Творец – это высшая сила, которая держит в себе всю систему мироздания, управляет ею, питает ее так же, как оживляющая сила материального тела.
Наше физическое тело состоит из всевозможных органов и клеток, абсолютно взаимосвязанных между собой. По ним протекает некая оживляющая их сила, которая называется "жизнь". А если она улетучивается, тело умирает.
Такая же оживляющая сила наполняет всю природу и называется Творцом. Она не только вдыхает жизнь в природу, но и управляет, создает, реконструирует, постоянно меняет творение, усовершенствует его и таким образом ведет к определенной цели, заданной изначально этой же силой.
- что такое бог
Вопрос: Что такое творение?
Ответ: Творением называется желание насладиться, которое существует в каждом из нас в неживом, животном, растительном и человеческом облике. Это желание составляет весь материал творения, а все, что оживляет его, называется Творцом или силой творения.
Поэтому все, что бы ни было, состоит только из двух свойств: из желания насладиться и из силы, которая это желание оживляет и поддерживает на определенном уровне.
Вопрос: Куда эта сила потом уходит из человека?
Ответ: Она либо уменьшается, либо увеличивается. Если она уменьшается, падает с человеческого и животного уровней на растительный, то человек умирает. Затем умирает растительный уровень, остается только неживой. А потом и неживой уровень постепенно рассыпается в прах.
Реплика: Получается, что сила Творца входит в материю, связывает ее вместе и оживляет. Так от чего зависит, что она вдруг пропадает?
Ответ: От многих причин. Это уже целая система. Дело в том, что пропадая из одной материи, она создает другую, ведь энергия никуда не исчезает, а рассыпается на составные части.
Вопрос: То есть материя не может существовать без оживляющей силы?
Ответ: Оживляющая сила – первична. Она создала материю, дала ей жизнь и проводит по всем изменениям вплоть до конечного состояния.
Для того чтобы в материю облачились свойства Творца, материя должна обрести их, стать их вместилищем.
- что меня ждет после смерти -
В. Молчанов: Один, возможно глупый, вопрос. Я нигде не смог найти происхождение русской поговорки – «Закабалить человека, попасть в кабалу».
М. Лайтман: Я не думаю, что это выражение относится к каббале. Глагол «лекабель» – в переводе с иврита означает «получать». «Каббала» означает «получение». В каббале говорится о том, как человечество может получить от природы все то бесконечное, вечное постижение и наслаждение, которые находятся перед нами, но которые мы не можем получить в силу нашей противоположности им. Ведь если я хочу что-то получить, у меня должно быть к этому адекватное, правильное желание.
Для того чтобы услышать – наше ухо должно быть настроено на определенную частоту, чтобы увидеть – то же самое, и так далее. Все наши органы чувств улавливают определенный диапазон окружающего нас мира, вследствие того, что на него настроены. Если взять радиоприемник, то я должен в нем «создать» определенную волну, которая находится в соответствии с внешней волной, и тогда он ее ловит. У меня тоже существует такой «колебательный контур», который регенерирует волну, подобную внешней, и тогда, когда я «кручу этот колебательный контур», создаю разные волны, то из всех волн, которые существуют вне меня, я ловлю подобные моим.
То же самое с ощущением Высшего мира - я должен настроить себя - внутри, в своем «колебательном контуре» сделать такие вибрации, которые были бы подобны Высшему миру, и тогда я его начну ощущать.
Каббала говорит о том, как получать высшую информацию, это наполнение, это насыщение, как сделать из себя духовный «приемник».
Я не вижу связи между этим выражением и словом «каббала
В. Молчанов: Тогда ответьте мне, если можно, на последний вопрос: почему все, что окружает каббалу, связано с некоей тайной? Почему каббалисты так закрыты, ведь говорил же еще ваш великий учитель, каббалист Бааль Сулам, 70 лет назад, что необходимо раскрывать каббалу широкому кругу общественности?
М. Лайтман: А кто этого желает? Где этот широкий круг общественности? Дайте мне его!
Я выпустил около 30 книг (я даже не считал сколько!), они переведены на десятки языков. Наш сайт в Интернете открыт для всех. Мы проводим лекции, бесплатно распространяем газеты в России, Америке, Израиле, сейчас и в Индии. Но где эта широкая общественность, которая проявляет заинтересованность?
Каббала была скрыта до конца XIX века. ХХ век, и особенно - XXI век – время раскрытия. В предыдущие века вокруг нее «накрутили» массу всевозможных выдумок. Люди, все-таки, хотели знать, что это такое, и пытались что-нибудь додумать от себя. А сейчас каббала открыта для всех. Тайной она называлась раньше, потому что каббалисты специально скрывали это учение. Они ждали, пока человечество дозреет до сегодняшнего кризиса и востребует именно каббалу, а не какие-то амулеты или что-то подобное. Этот период сейчас как раз и наступает. С другой стороны, каббала называется тайной, потому что говорит о той, части природы, которую мы, в наших пяти органах чувств, не ощущаем.
В. Молчанов: Поэтому формируется шестой орган чувств.
М. Лайтман: Мы его должны развить. В каждом из нас он есть в своем зачаточном состоянии. Каббала настраивает человека на то, чтобы он развивался.
И вдруг! Человек начинает ощущать дополнительно, как дышит вокруг мироздание! Как сквозь материю проходят силы, воздействуют на нас, и мы, обратно, взаимодействуем с ними. Человек начинает себя ощущать в гармонии со всей вселенной.
Об этом сегодня говорят и физики, и биологи - о существовании всеобщей гармонии, и в то же время, о существовании темной материи, и вообще-то, это, с их стороны, догадки из пяти органов чувств. А каббала открывает возможность реального постижения из шестого органа чувств. Человеку раскрывается вечная, гармоничная, цельная природа. И мы, нашим духом, именно находимся в ней.
Так что - желаю человечеству достичь такого состояния поскорее.
В. Молчанов: Спасибо, профессор. Вы знаете, Вы рассказали сегодня очень много интересного для меня. Многое заставит меня задуматься. И надеюсь, что люди, которые сегодня слушают и смотрят наш разговор, они тоже над чем-то задумаются. -
перевоплощение поколений -
Весь род человеческий от его начала и до конца можно представить как одно поколение, жизнь которого будет длиться до тех пор, пока оно полностью не разовьется и перейдет на духовный уровень существования. Из поколения в поколение на протяжении нескольких тысячелетий накапливались наши внутренние способности, катализаторы развития. В итоге этого процесса человеческий уровень, то есть люди, должен подняться на новую ступень, которую мы для простоты назовем «исправленной».
Чтобы понять суть развития поколений, давайте уподобим наши внутренние факторы единицам информации. Они присутствуют в каждом объекте реальности и содержат внутренние данные о материале. Фактически, мы живем в пространстве с гигантским объемом информации обо всех элементах. Это информационное поле, в котором мы существуем, называется «замыслом природы». Любое изменение какой-либо детали — будь то усилие по сохранению текущего состояния или переход в другое, а также силы, воздействующие на составляющие реальности, внутренние и внешние трансформации, и т.п. — все это представляет собой изменения информационного поля.
В каждом поколении люди ищут алгоритм сбалансированного существования и благополучной жизни — ту формулу, которой природа их не наделила. Сам процесс этих поисков добавляет новые данные в единицы информации, делая их все более многогранными. Сведения и постижения, приобретаемые определенным поколением в попытках «зажить хорошо», освоиться со средой обитания и с окружением, переходят в естественные наклонности следующего поколения. Опыт, накопленный предыдущим поколением, становится базовым источником внутренней мудрости последующего, делая его, в результате, более развитым. Факт, что сыновьям всегда легче осваиваться с инновациями, чем отцам, которые их ввели. В наши дни дети естественно и непринужденно находят общий язык с мобильными телефонами, пультами дистанционного управления, компьютерами, и за считанные годы превосходят своих родителей в освоении и использовании новых технологий.
Вот так, из поколения в поколение, человечество обретает мудрость и развивается. Сегодня его можно уподобить одному человеку, накопившему опыт тысячелетней жизни. Разум индивида подобен зеркалу, в котором отражаются картины полезных и вредных деяний. Человек отбирает для себя добрые и полезные дела и отвергает те, которые причинили ему вред. Они запечатлеваются в его мозге, как в зеркале, отражающем картины собственного опыта, а затем, он выявляет положительные поступки и отклоняет отрицательные, пока не становится зрелым и умудренным. Соответственно, и все человечество обладает коллективным разумом и памятью, где отпечатываются все полезные и вредные поступки, совершенные каждым членом по отношению к обществу в целом.
Развитие единиц информации привело нас к такому уровню осознания, на котором мы уже ощущаем свою противоположность силе природы. Сегодня мы способны понимать причины этого и видеть цель, которую должны осуществить.
Новый внутренний объем и опустошенность, возникающая у многих из нас на фоне привычной рутины, — вещи неслучайные. Их породило пробудившееся в нас желание подняться на новую ступень бытия, перейти на «исправленный» уровень. Таков следующий этап развития поколений — период, позволяющий сознательно продвигаться к реализации цели нашей жизни. -
Все знают, что алхимики, карты Таро, гематрия, магия и многое другое вышло из каббалы. Это знают все. И только каббалисты яростно это отрицают. А почему? Где же истина?
М. Лайтман: Никакой истины здесь нет. Это абсолютная ложь!
Если вы возьмете истинные каббалистические источники, в них ничего этого нет: нет карт, нет магий, нет никаких заклинаний. Поскольку эта наука была скрыта, вокруг нее на протяжении всей истории человечества создавались мифы и домыслы.
Я, кроме как в преферанс, не умею играть ни в какие карты.
Е. Литварь: А карты Таро?
М. Лайтман: Я даже их не видел.
А нет ли чего-нибудь такого в каббале, что влияет на человеческую психику?
М. Лайтман: Каббала занимается развитием человеческой личности, его «Я». Она раскрывает человеку возможности по-другому смотреть на мир – совершенно по-другому, чем смотрим мы из своего нынешнего животного состояния. Он начинает видеть мир не через свои: зрение, слух, обоняние, осязание, тактильные ощущения, вкус, а вне этих пяти органов чувств, вне своего тела. И конечно, здесь человек вроде бы начинает ощущать то, что обычный человек не ощущает.
Обывателя это пугает, когда им говоришь об этом – говоришь об ином строении мира, об иной вселенной, которую ты ощущаешь: «Смотри, о чем он говорит! О том, что может ощущать человек вообще как бы вне тела. «Вне тела» – это уже немножко попахивает чем-то… Человек выходит из тела...»
То есть обычному человеку в нашем мире (я не хочу говорить – обывателю), конечно же, такой взгляд на природу, такое исследование кажется очень-очень странным, опасным, неестественным. И ученым в нашем мире тем более – потому что ты совершенно по-другому смотришь и исследуешь мир. Так что надо это, естественно, объяснять.
В наше время другого выхода нет! У человека сегодня возникает настоятельная внутренняя потребность разобраться в мире, потому что иначе ему не выжить. Мы еще, может быть, не осознаем этого, но все, что происходит вокруг – это только для того чтобы подтолкнуть нас выйти в следующие измерения.
И мы постепенно из года в год будем это обнаруживать. И людей будет приходить все больше и больше. Им некуда деваться!
Религии, мистики, медитации, всевозможные якобы духовные методики или гадания - это все упадет. Сегодняшний всплеск уже идет на убыль. Обычно перед окончанием какого-то процесса происходит еще больший его всплеск для окончательного отторжения. И люди уже не верят этому. Они видят, что нет в нашем мире никаких чудес, что наш мир – это глобальные законы. Мы не можем с ними справиться, потому что ничего о них не знаем. И нам не помогают никакие заклинания, и нет в нашем мире никаких святых, и все эти заблуждения уже идут на убыль.
И вместо них из всего вот этого болота, которое сейчас все оседает, начинает все больше и больше проявляться наука каббала, говорящая о реальном постижении высшего измерения, в котором мы должны существовать, для которого мы и созданы. Созданы в нашем мире для того чтобы построить себя в нем, и в нем мы должны существовать.
Об этом говорит Библия. Об этом говорят все каббалистические книги на протяжении пяти тысяч лет. Ничего здесь сверхъестественного, мистического нет. Это такое знание, которое может достойно встать рядом с любым другим.
Е. Литварь: А не может ли быть, что сами хитроумные каббалисты пускали эти слухи, дабы иметь возможность отсеивать, то есть отгородиться от обывателей, а вытаскивать только самых готовых к раскрытию высших миров?
М. Лайтман: Естественно. Так и было. Этим каббалисты себя ограждали, потому что они знали, что каббала должна быть скрыта до тех пор, пока человечество не дозреет до нашего времени, до такого состояния, когда эгоизм заставит его увидеть, что оно находится в тупике. И только сейчас, когда человечество (наконец-то!) осознает, что деваться некуда, в этот момент и раскрывается каббала – в нужное время. А до этого она должна была быть скрыта.
И об этом говорит книга «Зоар», которая написана две тысячи лет назад. В ней прямо указан 1995 год. А на протяжении двух тысяч лет не было права раскрывать каббалу. Люди эгоистически еще не созрели. Они считали, что до всего могут дойти своим разумом. Они думали, что смогут создать себе хорошую жизнь на этой земле и в этом мире. Им ничего другого не надо было. Им казалось, что они будут существовать вечно, что эта планета вечная. И все так и будет идти дальше».
Е. Литварь: Что такое «эгоистически не созрели»?
М. Лайтман: Не в состоянии пробить рамки нашего мира - этот "баллон", в котором мы находимся в наше мире, - и выйти в Высшее мироздание. Не в состоянии!
Е. Литварь: То есть для этого я должен быть эгоистом - чтобы выйти в мир альтруизма?!
М. Лайтман: Нет. Ты просто вынужден работать на свой эгоизм, который тебя постоянно гонит вперед: «Еще развить, еще создать, еще продвинуться технологически, научно, культурно и так далее. Я обустрою себя, и мне будет хорошо». И мы забываем, что этот мир маленький, конечный, что наше состояние на этой земле очень хрупкое, зыбкое. И вдруг мы начинаем это осознавать. Мы видим – мир может закончиться. Мы его можем разрушить войной. И он может сам закончиться – какое-нибудь цунами все смоет с этого шарика. Вдруг нам начинает казаться, что это реально.
В такое время люди начинают задумываться о чем-то выше своего обывательского существования. Вот тут и раскрывается каббала.
Е. Литварь: Значит, каббалисты должны сообщить это людям!
М. Лайтман: Да, потому эта информация и сообщается! И поэтому сейчас самая главная задача всей каббалы – распространение. -
-
2 часть интервью:
.......
М. Санилевич: Владимир из Костромы спрашивает: «Каббалу сами маги, не говоря уже об обывателях, ставят на особое почетное место. Чем каббала заслужила такой почет?»
М. Лайтман: Это надо у них спросить, как они ее классифицируют. Каббала к магии не имеет отношения, так же, как к колдовству, волшебству. Есть там у них еще заговоры какие-то. Я даже не могу вспомнить.
Е. Литварь: Можно, например, мужа вернуть в семью.
М. Лайтман: Да, дурной глаз и много чего другого. Все это к каббале, к сожалению, не относится.
Почему «к сожалению»? Каббалисты были бы рады, может быть, разыграть такую "карту", что, дескать, вы к нам приходите, у нас есть для вас все. Но сама каббала по своей внутренней природе - это исследование Высшего мира. Исследование, проводящееся научными, внутренними средствами человека, научными методами – как я уже показывал: графики, формулы, текст очень сложный, говорящий только о зависимости между силами, их сравнении, их связи между собой. То есть это наука о системе сил, управляющих нашим миром. Ну, где здесь может быть чародейство, колдовство, всевозможные заговоры?
Они ведь предполагают, что можно «по своему велению, по собственному хотению» как-то влиять на происходящее. Я вообще такого не представляю! Вы видели когда-нибудь такое? «По своему велению, по собственному хотению» – это может только какой-нибудь царь. Вот ему что-то взбрело в голову (надо тоже понять, что значит «взбрело в голову», откуда у него появились эти мысли), и вот что он захотел, то и делает. Но это мы видим лишь в нашем мире, а мы говорим о силах природы, об их свойствах, о четкой картине их расположения, взаимодействия друг с другом.
Несмотря на то, что нас пичкают в каждой газете целыми разделами про магии, про потусторонние силы, полтергейсты - мы никогда этого не наблюдали. Нас только пытаются развлечь, ничего другого здесь нет. Средства массовой информации специально этим пользуются, привлекают читателя.
И эта заинтересованность исходит из свойства природы человека. Если он видит перед собой все отчетливо - его это не привлекает, ему не интересно. Его интересует то, что от него скрыто. Чтобы ощутить что-то, мне надо этого пожелать, стремиться к этому объекту. И мера стремления определяет то наслаждение, которое я получу. Вот я очень желаю, чтобы поскорей остыл этот чай, и я сделаю первый глоток. Каким я ощущу этот первый глоток, зависит не от самого чая – зависит от моего желания, от моего стремления. То есть в каждом наслаждении должно быть заложено что-то непостижимое, что-то скрытое, что-то непозволительное. «Маим гнувим имтаку» - по-русски говорится: «запретный плод сладок».
М. Санилевич: Вот еще вопрос, который волнует людей: порча, сглаз, проклятия и так далее.
М. Лайтман: Порча, сглаз, дурной глаз, проклятие – это все существует.
Почему? Потому что мысли человека являются самой мощной, самой большой силой в нашем мире и вообще в мирах. Если один человек думает плохо о другом, это воздействует на другого человека. Есть люди, которые обладают огромной концентрацией такой энергии и могут действительно сделать плохо другому. Но это не выходит за пределы сил и тех естественных процессов, которые мы изучаем.
Мы чувствуем, что кто-то смотрит на нас. Мы ощущаем силу взгляда. Мы очень много вещей испытываем подсознательно. Раньше когда-то человек их ощущал более явно. А у нас не хватает остроты ощущений.
Это не говорит о том, что их нет. Это говорит только о том, что от нас они ускользают. Но это – силы, реальные настоящие силы нашего мира. Это – не чудеса!
Если я желаю нанести кому-то вред, и даже не желаю, но я плохо о нем думаю, я уже этим наношу ему вред. Потому что мы связаны между собой в общей сетке сил, и я, желая или нет, наношу этим вред ему и самому себе, потому что я нахожусь в той же системе.
Смотрите, что делается с человечеством. Отчего такие проблемы?! Возрастает эгоизм, люди ненавидят друг друга. Они желают употребить весь мир только во благо себе, и неважно, пусть хоть все сгорит. Вот это и является причиной того, что наш мир становится таким неуправляемым и угрожающим для нашего существования. И ничего с этим не сделаешь.
И это называется дурным глазом, сглазом, проклятием и так далее, только это, больше ничего.
Это можно измерить! Можно измерить направленность, интенсивность. Можно все это измерить, как любой другой технический, физический параметр и записать.
В Каббале можно измерить, какое влияние это имеет на состояние всех душ вместе, связанных между собой, каким образом это возвращается к тому же человеку – положительно или отрицательно. Это все можно измерить. Это всё – силы. Ничего в этом нет сверхъестественного. Как я влияю физически на этот мир, так я могу влиять (и еще более того!) своим умственным, моральным желанием, мыслью.
Е. Литварь: Мысль отрицательная, пусть даже нецеленаправленная и, тем более, целенаправленная – то есть злая мысль, направленная на другого человека, возвращается к тому, кто ее направил?
М. Лайтман: Конечно, в усиленном виде и бьет его еще сильнее
- мадонна и каббала -
Естественным способом мы воспринимаем реальность посредством пяти органов чувств, и нам сложно ориентировать себя таким образом, чтобы сквозь эту реальность ощутить духовный мир. Мы видим, как ошибаются люди, воображающие себе иные формы существования, принимая их за духовные.
Для того, чтобы проникнуть вглубь материи и ощутить силы, действующие внутри нее, необходимо пользоваться определенной методикой и прилагать особые усилия. Все действующие в мироздании силы, в конечном итоге, соединяются в одну, именуемую Высшей силой или Творцом. Творец организует, создает и содержит в Себе все частные силы, приводит их в действие и через них актуализирует материю, поскольку в любой материи всегда заключена частичка Его всеобъемлющей силы. Мы же ощущаем исключительно материю, то есть, воздействие этой силы на нас.
Материей или материалом каббала называет желание, за которым стоит еще одно желание, приводящее его в действие. Изначальное желание называется Творцом. Нашему восприятию трудно прорваться сквозь материю и увидеть Творца – ту внутреннюю силу, приводящую ее в действие.
Как перестать фокусироваться на внешней стороне реальности? Как сконцентрировать взгляд таким образом, чтобы разглядеть за картиной нашего мира силу, приводящую материю в действие? На эти вопросы дает ответы каббала, в этом и заключается ее методика.
Изучение данной темы поможет нам правильно настроить себя и увидеть единую всеобъемлющую силу, управляющую нами, приводящую материю в действие.
- 6й орган ощущений
Каббала – это наука о восприятии («каббала» в переводе с иврита означает «получение», «восприятие»), о том, как я воспринимаю реальность. Каббала дает понять, что следует остановиться и подумать не о мире, находящемся вокруг нас, а о самих себе. Если мы изменим себя, окружающий мир тоже будет выглядеть по-другому, мы увидим его иным.
Я увижу, что мир прозрачен, что я прохожу сквозь него, в нем нет стен и перегородок. Я воспринимаю его разгороженным потому, что так устроены мои органы чувств. Будь они устроены иначе, я проходил бы сквозь стены, подобно рентгеновским лучам. Однако мои органы чувств устроены таким образом, что один материал кажется мне твердым, другой – жидким, третий газообразным. Так я все это ощущаю.
Поэтому самое главное – знать, как мы можем изменить наше восприятие, и не просто изменить, а достичь состояния, при котором увидим вместо этого мира истинную картину, называемую миром Бесконечности. Бесконечность означает отсутствие границ постижения, устранение предела в осмыслении, глубине воспринимаемой реальности. Тогда мы обнаружим единую силу. Мы не видим нюансов, не различаем ни красного, ни белого, не чувствуем ни сладкого, ни горького, ни давления, ни вакуума, никаких объектов, никаких иных сил. Все силы и все законы соединяются в одном поле, называемом светом бесконечности.........[/youtube] -
- зачем нам иллюзорный мир
Что я собой представляю и какова эта реальность? Это реальность наивысшего духовного восприятия. Что происходит с моим телом? Я начинаю ощущать, что тела не существует, что оно - лишь мое впечатление от самого себя. Подобным образом изменяется и вся действительность. Я начинаю понимать, что мои представления о собственном рождении и жизни в каком-то мире, в неком окружении, на Земле, во Вселенной, являлись не более, чем внутренними. Содержание этих представлений определялось спецификой моих инструментов восприятия. Таким образом, человек выходит из своей ограниченности к бесконечному неограниченному восприятию и обнаруживает, что существует в иной форме. Это существование в иной форме называется душой.
Итак, мы постоянно пребываем в одной реальности – в поле, называемом светом бесконечности, или Творцом. Творец создал каждого из нас в виде точки, ощущающей саму себя. В конечном итоге, существует одна сила, и в ней имеется точка, ощущающая индивидуальность, свою собственную жизненную силу. Эта точка развивается до тех пор, пока не начинает воспринимать реальность как Бесконечность. Миры, души и все, что кажется нам существующим в этом мире – суть временные феномены, присутствие которых в воспринимаемом нами поле обусловлено несовершенством способов нашего постижения.
По мере совершенствования келим этот мир становится все более прозрачным и, в конце концов, исчезает. Вместо него возникают картины, в большей степени соответствующие бесконечности, и называемые духовными мирами: Асия, Ецира, Брия, Ацилут, Адам Кадмон и мир Бесконечности. Так совершенствуется мое восприятие. Поэтому Бааль Сулам говорит, что все, воспринимаемое душами, определяется их внутренними свойствами. В той мере, в какой меняются эти свойства, меняется и окружающий мир. -
Ощущения
Человек познает мир с помощью пяти органов чувств. Он подобен черному ящику, который воспринимает только то, что поступает в него извне. Информация, доставляемая нашими сенсорами в замкнутую систему, регистрируется, обрабатывается, анализируется. То, что не улавливается органами восприятия, мы не ощущаем.
- "Ощущения"
Окружающая действительность постоянно оказывает на нас воздействие, которое на самом деле остается для нас загадкой. Мы ощущаем только свою реакцию на него, поэтому наше познание замкнуто внутри нас, и не позволяет объективно судить о внешней реальности. Мы обрабатываем поступающие сведения с помощью наших ощущений, только и всего.
Все существующие технические приспособления лишь несколько расширяют диапазон наших возможностей, но не позволяют кардинально выйти за их рамки. С помощью приборов невозможно создать новый орган чувств. Мы даже не можем себе представить, какой увидели бы окружающую действительность, будь у нас иные органы восприятия.
После соответствующей обработки всех полученных впечатлений, в нашем представлении возникает внутренняя картина, которую мы называем «наш мир». Эта картина сугубо субъективна, и мы не имеем возможности сравнить ее с объективной реальностью.
Таким образом, объем нашего познания всегда ограничен рамками наших ощущений, базирующихся на возможностях пяти органов чувств. Это положение является общим для всех людей, что и позволяет нам поддерживать отношения, обмениваться знаниями, впечатлениями, понимать друг друга.
- "Первое знакомство с каббалой"
Наши органы ощущений, а точнее, органы сбора информации, извлекают и обрабатывают ее исключительно по признаку личной выгоды.
Любой организм устроен так, что его единственным желанием является получение наслаждения. Желание получить максимальное наслаждение – это основной закон, существующий на всех уровнях природы – неживой, растительной, животной и человеческой.
Может ли человек развить в себе дополнительный орган ощущения, позволяющий ему воспринимать окружающую реальность во всей ее полноте?
Каббала и есть та выверенная временем, научно обоснованная методика, позволяющая развить дополнительный орган ощущения. Она дает возможность получить добавочную информацию о чем-либо, существующем во внешнем мироздании. Освоив этот метод, мы начнем осознавать окружающий мир совершенно иначе: вне зависимости от нашего субъективного эгоистического восприятия.
- "Раскрытие каббалы"
Каббала – самая близкая человеку наука. Она объясняет, для чего он существует: зачем рождается, почему живет, откуда пришел, куда уходит после того, как заканчивает свой земной путь и в чем смысл его жизни.
Таким образом, каббала – это методика постижения духовных миров и нашего мира, как их следствия. Каббала не просто дает нам знания о духовных мирах, но и сам учебный процесс развивает в нас дополнительный орган ощущения, с помощью которого мы можем осуществить взаимосвязь с системой Высшего управления.
Каббала не является теоретической или абстрактной наукой, она неотделима от практики: человек постигает на собственном примере, кто он, какова его природа и что ему необходимо изменить в себе. Для него нет и не может быть ничего ближе этого знания, потому что он познает себя, свою судьбу и мир объективной реальности. -
Постижение материи в науке каббала
Каббала также подразделяется на две вышеупомянутые части: познание материи и познание формы. Однако по сравнению с классической наукой, в ней даже познание формы целиком построено на научном исследовании восприятия, то есть, на опытной основе.
Сказанного достаточно, чтобы понять, насколько отличается каббала от всех существующих наук. Она позволяет человеку увидеть, ощутить, познать как материю, так и форму, в их явном проявлении и неразрывной связи, когда любой объект и нашего, и духовного мира постигается практически, опытным путем.
Материя – сила, воздействующая на органы ощущений
Весь духовный мир воспринимается нами как сила, отделенная от тела, и поэтому не имеет никакого материального образа. Однако не вступая ни в какой контакт с миром материальным, как он может породить и привести его в движение? Другими словами, существует ли между ними взаимосвязь или она отсутствует?
Согласно материалистическому определению, «материя – это объективная реальность, данная нам в ощущениях» [i]. Из этого определения совершенно неясно, что представляет собой «объективная реальность», но утверждение, что она дается нам в ощущениях – верно. То, что мы ощущаем в данный момент, мы называем «материальным», а то, что не ощущаем, отчего-то именуем «духовным». Если начать чувствовать то, что не воспринималось ранее, к какой категории это следует относить – к духовной или материальной?
Как известно, материя может принимать разнообразные формы, переходя из одного состояния в другое. Некоторые из этих состояний ощущаются человеком в большей степени, некоторые – в меньшей. Однако если изменятся возможности органов чувств, то изменится и восприятие материи. В этом случае газ (например, воздух) станет ощущаться как жидкость или твердое тело, так что человек будет чувствовать себя погруженным в жидкость или находящимся внутри твердого тела.
Если разогреть материю до такой степени, что вся Вселенная перейдет в газообразное состояние, останется ли она материей? Если – да, то кто в таком случае, сможет ощутить это?
Сказанное позволяет сделать вывод, что материя является понятием относительным и существует лишь относительно свойств определенного наблюдателя. Если изменяются свойства наблюдателя, то по отношению к нему претерпевает изменения и сама материя.
Что представляет собой материя сама по себе, нам неизвестно. Мы можем сказать о ней лишь одно: нечто с определенной силой воздействует на наши органы восприятия, вызывая в нашем мозге возникновение соответствующих образов. Так что материя для нас – это лишь некие силы, определенным образом воздействующие на наши органы чувств. Каббалисты, ощущающие духовные силы в дополнительном шестом органе чувств, говорят, что и они являются материей. -
Основа материи – заключенная в ней сила
Сила является не менее реальной материей нашего мира, чем вся остальная. То, что сила не обладает образом, воспринимаемым человеческими органами чувств, не умаляет ее значимости.
Например, кислород и водород в чистом виде невидимы для глаз, не имеют запаха и вкуса, то есть, относительно органов восприятия человека они никак не проявляются. Однако вступив в определенное соединение, они образуют воду – видимую жидкость, обладающую вкусом, объемом и весом. Если добавить воду в негашеную известь, то вода немедленно впитается в нее, и жидкость станет твердым веществом. Таким образом, неощутимые в чистом виде химические элементы кислород и водород из газообразных, невоспринимаемых человеческими органами чувств, превращаются в твердое вещество, ощущаемое нами как окончательное в своей форме.
То же самое можно сказать и о действующих в природе силах. Обычно они не считаются материей, потому что не познаются через ощущения. Однако с другой стороны, то, что является ощущаемой реальностью, например, жидкости и твердые тела, способно при нагреве превращаться в газ, который, будучи охлажденным до определенной температуры, может вновь стать твердым веществом.
Всегда можно подняться до самого неуловимого состояния любого вещества, и от него прийти к его более грубому, твердому состоянию. Все картины, ощущаемые нами, происходят от основ, которые невозможно почувствовать, и которые не являются материалами, существующими ради самих себя. Потому все зафиксированные в нашем сознании картины, с помощью которых мы и определяем материалы, непостоянны. Они не существуют в силу своих особых свойств, а лишь изменяют свою форму под воздействием внешних факторов – таких, например, как температурный режим. Нагревая или охлаждая какое-либо тело, можно наблюдать, что с ним происходит на более неуловимой ступени и на более осязаемой.
Итак, основа материи – заключенная в ней сила. Однако силы не проявляются относительно нас сами по себе, как химические элементы. В будущем сущность сил раскроется так же, как и химические элементы, которые тоже были в свое время открыты человеком.
В действительности существуют только силы
Каббала поможет человечеству обнаружить, что материи, как таковой, не существует. Уже сегодня ученые в своих исследованиях приходят к выводу: материя существует только относительно нас, и вид ее определяется нашим восприятием. Любую материю по отношению к наблюдателю можно довести до ощущения ее, как твердой, жидкой, газообразной. Материю можно перевести в плазменное или совершенно исчезающее из нашего восприятия состояние. Все зависит только от того, как мы на нее воздействуем, насколько мы пытаемся увести ее в «зону неощущаемости». При этом с материей ничего не происходит – она переходит из одного состояния в другое, но не исчезает. Все изменяется лишь относительно возможностей наших органов чувств, нашего восприятия. В действительности существуют одни только силы, которые относительно нас либо не проявляются вообще, либо проявляются в тех формах, которые мы улавливаем: плазменной, газообразной, жидкой или твердой.
Мы не постигаем силы – мы постигаем их воздействие на нас
До тех пор, пока наука не разовьется до своей совершенной формы, мы должны считаться только с конкретной действительностью. Сегодня мы ощущаем самих себя и то, что нас окружает. Хотя даже обычное понимание себя и мира демонстрирует нашу необъективность, а определения, даваемые нами – временные и неточные, другого выхода у нас нет. Мы можем давать названия только в соответствии с реакцией мозга на ту информацию, которую доставляют ему наши органы чувств.
Все видимые и ощущаемые нами материальные действия должны рассматриваться в связи с тем, кто их совершает, с учетом того, что и он, и сами действия в основе своей состоят из материи. Если бы не это обстоятельство, то не существовало бы возможности постижения.
Мы не постигаем сами силы, то есть, духовный мир. Мы постигаем только их действия и следствие этих действий, которым и даем названия. До тех пор, пока мы не выйдем на уровень сил, их одеяния будут постоянно меняться, и мы не сможем ни ощутить ничего абсолютного, ни дать ему истинное определение.
- о Моисее и Библии[/youtube] -
Основные разделы науки каббала
Каббалисты такие же люди, как и все мы. Однако, вооружившись соответствующей методикой, они произвели такую работу над собой, что начали ощущать внешний объективный мир. Это каббалисты и объясняют в своих трудах, знакомя нас с системой духовных миров. Как в любой науке, в каббале существует теоретическая и практическая сторона, куда включается собственный язык, понятийный аппарат, самостоятельные инструменты исследования, постановка экспериментов и сравнительный анализ.
Всего насчитывается пять миров, пять уровней познания. Все они, как описывает «Книга Зоар» - основной каббалистический источник - присутствуют внутри человека и построены по единой схеме. Каждый из миров является следствием предыдущего. Все, что есть в нашем мире - любой атом, клетка, организм – имеет свой корень, прообраз в мирах духовных. В высших мирах нет материальных понятий, там существуют только силы, порождающие объекты нашего мира и наши ощущения.
Между силой высшего мира (причиной, корнем) и ее следствием (ветвью) в нашем мире существует четкая определенная связь. Поэтому любой корень вверху мы можем отобразить с помощью его ветви в нашем мире. На этом принципе основана передача информации, называемая «язык ветвей», с его помощью созданы основные каббалистические труды
В каббале имеется три основных раздела, и в каждом из них говорится о постижении Общего Закона мироздания. Есть раздел, изучающий нисхождение миров и импульсов поступенчато, вплоть до нашего мира. Он занимается исследованием исключительно высших миров: их функционированием, управлением, воздействием на нас; тем как мы своими поступками влияем на высшие миры, и какова их обратная реакция.
Следующий раздел каббалы занимается методикой развития души , внутренней части человека, принадлежащей высшему миру. Эта часть не имеет ничего общего с витальной, жизненной силой нашего организма, которая не отличает человеческие тела от животных.
Все процессы, связанные с нисхождением души в физическое тело, выходом из него после биологической смерти и нисхождением в новое тело, называются «кругооборотами души». В отношении тел такого понятия не существует.
Все души - один организм -
Раздел каббалы, в котором разработан математический (понятийный) аппарат для описания духовных процессов, позволяет каббалисту изучать их воздействие на себе, анализировать, градуировать, сопоставлять поступающие свыше сигналы с собственными реакциями на них.
Математический аппарат каббалы состоит из:
· гематрий – цифровых записей духовных состояний миров и души;
· графиков состояния и зависимости взаимного влияния духовных миров и души;
· таблиц, матриц всевозможных включений свойств миров и душ.
В результате постижения с уровня нашего мира высших духовных миров человек начинает ощущать единую систему и единый замысел творения и начинает понимать, что без приобретения дополнительного органа восприятия он не сможет выйти за границы своего мира.
Конечной целью изучения данной науки является: получение наивысшего наслаждения, достижение совершенства своего существования, абсолютное познание, и как следствие этого – полное равновесие между внутренней системой (душой человека) и внешней, называемой «Творец». -
На каких данных основана каббала
Каббала основана только на точных, проверенных опытным путем данных, она не принимает во внимание никакие теории или гипотезы. Вся информация, на которой базируется эта наука, получена от людей, лично постигших ощущения высшего мира, то есть, осознавших, проверивших, измеривших и описавших свои постижения. Совокупность их исследований и образует весь научный материал каббалы.
В каббале, как и в любой науке, есть свой четкий исследовательский аппарат: математический и графический (в виде схем и таблиц). Вместо чувств, переживаний, впечатлений от воздействия Высшей управляющей силы, каббалисты оперируют векторами, интенсивностью притяжения и подавления желаний. Их соотношения измеряются численно, а желания и их наполнение определяются мерами. С помощью таких научных средств каббалисты описывают ощущаемое ими Высшее управление.
Существует ошибочное мнение, что все названия и понятия, используемые в каббале, относятся к разряду абстрактных и являются чисто условными. Это неверное представление возникло вследствие того, что каббала изучает высший мир, находящийся вне рамок времени и пространства. Его можно постичь только овладев каббалистической методикой. Поскольку лишь немногие ученые осваивают эту науку и постигают духовный мир, то есть наблюдают, ощущают и практически исследуют высшие законы и их проявления, то бытует мнение, что все, относящееся к высшим мирам суть категории отвлеченные, абсолютно оторванные от действительности.
На самом деле каббала как раз не описывает ничего, что не отражало бы реальную действительность, постигаемую путем практического опыта.
Непреложный закон каббалистов гласит:
«Описывается только постигаемое практически». Для каббалиста не существует того, что он не постиг. Поэтому в каббале не может быть абстрактных объектов, понятий, определений – все они являются следствием постижения.
Постижение в каббале – есть явное ощущение, осознание источника наслаждения, того, что исследуется, со всеми его замыслами, планами в мере той ступени, на которой мы его постигаем. Постижение основано на понимании первопричин духовной природы
- как происходит постижение -