Влияет ли микробиом человека на его религиозность?
Создана: 29 Августа 2014 Птн 23:55:13.
Раздел: "Религия, мистика, непознанное"
Сообщений в теме: 2, просмотров: 1166
-
Лишь одна из десяти клеток в теле человека является собственно человеческой. Остальные девять — это различные симбиотические микроорганизмы, в основном бактерии и грибы, среди которых немало патогенных форм. В последнее время принято говорить о наличии в человеческом теле оси «кишечная микробиота — мозг»
гипотеза коллектива авторов из Института проблем передачи информации им. А. А. Харкевича РАН — Александра Панчина, Александра Тужикова и Юрия Панчина, — опубликованная в журнале Biology Direct, не касается ни вопросов веры, ни религиозных догматов, а лишь некоторых иррациональных проявлений в отправлении религиозных культов. Что, например, заставляет людей десятками и сотнями тысяч биться в экстазе, чтобы лишь коснуться рукой или поцеловать какую-нибудь реликвию, совершать опасное дальнее паломничество или бросаться в прорубь в лютый мороз?
Можно услышать, что при этом больные исцеляются, а здоровые только здоровее становятся. Это далеко не так: анализ микробиоты сакральных мест показывает, что они буквально кишат патогенами, которыми заражаются люди, пытающиеся беспрекословно следовать всем правилам, связанным с исполнением культа.
Что же заставляет людей, среди которых встречаются и весьма образованные, прикасаться к кишащим паразитами реликвиям, пить несвежие «святые воды» и окунаться в полные нечистот священные реки? По мнению авторов, их действиями управляет отнюдь не божественный промысел, а нечто совсем иное
вот муравей-древоточец, покинув дорожку в муравейник, карабкается на травинку, чтобы намертво вцепиться челюстями в центральную жилку и застыть; рачок-бокоплав, вместо того чтобы прятаться в глубине, всплывает на самую поверхность и резко дергает ножками, чтобы привлечь внимание утки; вот мышка, вместо того чтобы бежать, почувствовав запах кошачьей мочи, устремляется на этот запах — к своей гибели
Обо всех подобных случаях девиантного поведения (а на месте мышки может быть и человек, которого, конечно не съедят, но больным сделают) можно сказать, что эти особи «усмирили свой ум и услышали, что им говорит кто-то». И это действительно так: на мозг особи с разрушенной или полуразрушенной ментальностью посредством управления ее нейромодуляторами действуют поселившиеся в ее теле паразиты: гриб Ophiocordyceps — на муравья-древоточца, червь сосальщик Microphallus — на бокоплава и споровик Toxoplasma gondii — на мышь или человека.
сходным образом ведут себя религиозные фанаты, устремляясь туда, где с неизбежностью заражаются паразитами, и собираются в толпы, распространяя заразу далее. И нужно всё это в большей степени паразитам, чтобы расширять свое жизненное пространство, передаваясь от человека к человеку, чем самим людям. А ритуал в таком случае является биомемом, поскольку посредством тщательного соблюдения ритуала передается как информация о нем (что является основным признаком мема), так и паразиты, ему сопутствующие.
Более того, такие признаки религиозной экзальтации, как шизофрения, эпилептические припадки и другие расстройства психики, тоже могут оказаться следствием заражения паразитами, например такими, как плоские черви Spirometra mansoni и Paragonimus westermani.
«Если наша гипотеза подвердится, — пишут авторы, — то она может вскрыть причину возникновения и распространенности некоторых религиозных культов и дать альтернативное объяснение для недавно установленной позитивной связи между паразитическим заболеваниями и религиозностью (ранее предполагалась, что такая связь обусловлена антисанитарией. — А. Ж.). Открытие новых микроорганизмов, которые влияют на поведение особи-хозяина, может улучшить наше понимание нейробиологии и нейрохимии». Иными словами, религия есть не «опиум народа», как считал Карл Маркс, а зараза.
Научно-популярный проект «Элементы» - [внешняя ссылка]