Трудно быть богом
Создана: 23 Февраля 2014 Вск 18:03:41.
Раздел: "Фильмы и кино"
Сообщений в теме: 34, просмотров: 5730
-
Трудно быть богом (фильм, 2013)
Обязательно пойду и потащу жену. Тем более, сами оба недавно скачали Обитаемый Остров и посмотрели обе части. Жена просто ничего не поняла, я же плевался и блевал. Разумеется, чего же еще от Феди ожидать? Ну а тут, не хухры-мухры, а Герман! Да произведение это мое наилюбимийшее у Стругацких(к стыду сказать, прочитал еще не всех).
PS На википедии прочитал, что задумка была снимать еще 40 лет назад! Однако.. пражская весна! И вот тут в пику, мне кажется, немного цветным и еврореволюциям - обертка от конфетки может и поменяется, но рулить будет все тот же - орел наш, Дон.. неважно.
Интересует так же мнение и ожидания остальных форумчан. -
-
-
Не могу сказать, что я поклонник режиссера или что мне очень хотелось посмотреть фильм. Но было надо. И предчувствие меня не обмануло. Такое действительно надо смотреть. Если, конечно, отключить эстетическое восприятие. А также слух, зрение, осязание и обоняние.
Я некогда высказал гипотезу, что авторы текста "ТББ" (сокращаю по традиции фанатов Стругацких) подсознательно выстраивали в повести свою модель взаимоотношения с СССР. Они - прогрессоры, посланные в Россию указать ей светлый путь. Не могу сказать, что тут сказалось больше - еврейское происхождение или профессиональная интеллигентность.
Об этом моя статья
[внешняя ссылка]
Мне было интересно, отразиться ли это в фильме Алексея Германа - писатели и режиссер принадлежали к одному кругу, то есть можно было ощутить подсознательное воспроизведение этой парадигмы. Сразу скажу - не обнаружилось.
А вот другое мне стало интересно.
Для тех кто не смотрел, коих большинство - фильм состоит из мельтешения отвратных дегенеративных рож, которые сморкаются, невнятно говорят, воют, тупо смотрят в камеру и гадят - в прямом и переносном смысле. Политика, в которую вовлечен дон Румата, состоит из убийства непонятно ради чего и собственной смерти- тоже непонятно ради чего.
Короче, полнейшая босхиана, перемешанная с популярным сюжетом Средневековья- " Танцем Смерти": живые люди вперемешку со скелетами и гниющими трупами лихо отплясывают.
В первоисточнике и братьев Натановичей сюжет вполне осмыслен и логичен, и не так далек от средне- европейских представлений. В фильме царит полнейший абсурд.
Почему? Предлагаю свою версию ответа.
Все дело в атмосфере, в которой вырос Алексей Юрьевич.
Режиссер принадлежал к потомственной знати, сохранившей свои позиции в сталинском СССР.
Его отец был известнейшим писателем того времени, Юрием Германом. Лауреатом Сталинской премии, орденоносцем, автором патриотических произведений, из которых сейчас известна "Россия молодая". Семье режиссера повезло, она избежала репрессий. Но ни происхождение, ни верность вождю не спасали множество других таких же обласканных и именитых от арестов и расстрелов. Германы жили десятилетиями с таким ощущением, о чем сохранились рассказы самого Алексея Юрьевича.
Надо понимать, что в сталинской верхушке не было жертв- были люди, которые успевали побывать и доносчиками, и судьями, и жертвами- а, часто, и по второму кругу пройти этот путь. Как например, альтер- эго другого представителя советского боярства- командарм Котов Никиты Михалкова. Нам невозможно моральное состояние этих людей, живших годами в обстановке доносов, интриг, опасений и кошмаров. Им приходилось искать себе оправдание. Это оправдание нам известно, оно положено в либеральный миф о маньяке Сталиноберии, который истреблял из ненависти ко всему чистому и хорошему лучших людей России. Жаль, что закрыты архивы ФБС, а то бы выяснилась неприглядная правда- Сталин был нормальным человеком и без сожаления пускал расход предателей, как только в них отпадала надобность.
Но ни сталинская верхушка, ни их дети не могут жить с этой правдой- им нужна другая, которая делает их порядочными людьми.
Бредовость Арканара в фильме- лучшая иллюстрация либерального антисталинского мифа, его квинтэссенция.
Именно так малолетний свидетель репрессий мог их описать- полную иррациональность и запредельную жестокость.
Миру людей соответствует природа- она на Арканаре отвратная: бесконечные дожди и непролазная липкая грязь, в которой беспомощно барахтаются людишки. Психологическая травма не ограничивается миром людей, она расползается на всю вселенную- микрокосм должен соответствовать макрокосму. Человеческая грязь не может существовать без всеобщей грязи в природе.... -
Это кино стоило посмотреть хотя бы ради того, что на нем закончилась целая эпоха советского кинематографа. Это последний фильм последнего шестидесятника. Больше не будет таких странных атмосферных фильмов с невнятным сюжетом, с непонятными героями, которые мучаются незнакомыми проблемами, с особым ощущением всеобщего братства и непостижимой глубины человеческой личности. Особой черно-белой эстетики, строгой, лаконичной, которая показывает немногое, но подразумевает весь мир. Весь мир шел к этой стилистике, но глубже всего ее выразили советские шестидесятники. У них был уникальный опыт, от которого они отталкивались и переосмысливали. Да, так же как и их европейские единочаятели, они осмыслили опыт первой половины двадцатого века, который перемолол человечество в пыль жерновами тоталитарных режимов и мировых войн. Но только наши люди вполне ощутили на себе великую и безжалостную сталинскую эпоху, которая спрессовала в пару десятилетий несколько европейских веков. В русском языке есть непереводимое слово-грозный: нечто ужасное, но и великое, от соприкосновение с которым жизнь наполняется особым смыслом. Грозная эпоха породила свой кинематограф, воспитывающий особый тип-человека: винтиков-героев. у них не было чувств и эмоций, у них были поступки, точнее-подвиги. Грозный сталинизм выгорел дотла вместе с множеством своих адептов и бесчисленных жертв, которые осознавали свою участь не более чем мотыльки, летящие на огонь. А потом уцелевшие начали строить новый мир, с особой трогательностью обращаясь к друг другу, пытаясь рассмотреть в окружающих не боевых соратников, а обычных людей. Впрочем, не совсем обычных- вместо однообразных винтиков они хотели рассмотреть многообразие личностей. Это было великое время- не грозное, но камерное, интимное, с непостижимым сейчас гуманизмом и вниманием к человеку, к обертонам поведения и размышления. Эти люди не были способны на поступки, на сильные и глубокие чувства, но они бережно хранили друг друга от отголосков грозного времени. Фильмы шестидесятых имеют особый код, свой язык, понятный нам не более чем китайские иероглифы. Это язык своих для своих, для тех, кто дышит в такт и понимает с полуслова. Даже я не понимаю его, хотя вошел в сознательный возраст в те же шестидесятые. Но я опоздал и чувствую только удивительную и загадочную притягательность незнакомой мне эстетики.
И вот все. Закат. Занавес. Никто уже не узнает из первых уст, что они хотели все таки сказать, в чем были правы и неправы. -
Лисовин писал : с непонятными героями, которые мучаются незнакомыми проблемами
Не всем так уж незнакомы проблемы прогрессорства, когда вокруг век неистового регрессорства, дружище!)
А фильмов достойных внимания все меньше и меньше... Из елиниц, вызывающих гипотетический интерес - только треть захватывают внимание больше чем на 15 минут.
Но книги-то у нас еще есть... -
Сходил. посмотрел 2 часа и ушёл, как и многие. гавно, содомия, грязь, невнятные диалоги, вырванные фразы. человеку, не читавшему книгу, вообще ничего не понятно, что происходит на экране. я понимаю, что атмосфера средневековья туда-сюда, но, блин, кроме этой "атмосферы" в фильме, как мы видим, ничего нет. никакой философии и идеи. да, да, есть умники которые в этой куче что-нибудь найдут, понятно, но вас 1%. нормальным людям не стоит зря тратить время.
Раньше я всегда представлял, вот было бы неплохо, если бы экранизировали "ту" или "ту" книгу Стругацких. Сейчас понял. НЕ СТОИТ.
Весьма разочарован. -
Лисовин писал :непостижимым сейчас гуманизмом и вниманием к человеку, к обертонам поведения и размышления. Эти люди не были способны на поступки, на сильные и глубокие чувства, но они бережно хранили друг друга от отголосков грозного времени. Фильмы шестидесятых имеют особый код, свой язык, понятный нам не более чем китайские иероглифы. Это язык своих для своих, для тех, кто дышит в такт и понимает с полуслова.
Мне почему то кажется что это интересное время было только в столицах, там в среде столичной интеллигенции, такое сочетание свободы, молодости, энтузиазма, гуманизма и творчества. Если только это вообще не продукт советского кино. -
bouchon писал(а) :
Мне почему то кажется что это интересное время было только в столицах, там в среде столичной интеллигенции, такое сочетание свободы, молодости, энтузиазма, гуманизма и творчества. Если только это вообще не продукт советского кино.
Сразу вспомнилась сцена из " Живет такой парень" : продвинутая попутчица читает шоферу лекцию о современном интерьере и образе жизни, после чего шофер ( Куравлев) представляет себе сцену возвращения из рейса в избу-пятистенку с торшером и журнальным столиком. Шукшин хорошо простебался
Конечно, в концентрированом и оформленном виде такое явление существовало только в столицах. Не лишне вспомнить, что и Возрождение по сути ограничивалось парой сотен гуманистов и просвещенных тиранов на фоне совершенно дикой и средневековой Италии.
Но такие люди выражают суть общих настроений -
Поль Муаддиб писал :
Не всем так уж незнакомы проблемы прогрессорства, когда вокруг век неистового регрессорства, дружище!)
Прогрессорство живет и процветает, особенно американское- путем ковровых бомбардировок
Только моральные мучения уже несовременны- нет людей, нет и проблемы с дикостью и отсталостью.
Представляю " Трудно быть богом" по-америкснски. В конце хэппи-энд: все сдохли. -
Да не, Аватар про антипрогрессоров.
Там как раз дикари вставили прогрессорам.
Но, поскольку они дикари, то не стали всех убивать, а отстреляли самых бешенных собак.
Напрасно, по моему, надо брать пример с цивизованных и геноцидить всех подряд