Велосипед и Омск.
Создана: 18 Мая 2012 Птн 15:04:25.
Раздел: "Город Омск"
Сообщений в теме: 67, просмотров: 13362
-
Статья как призыв к действию:
Города, в которых хочется жить
Ян Гейл
[внешняя ссылка]
18.05.2012, 02:29
В Дании, освоив велосипед в четыре года, малыши быстро выбираются на велосипедные дорожки, сначала под присмотром родителей, а потом и самостоятельно добираются до школы и спортивных секций. Это свобода, в которой не нужны шоферы. Городской пейзаж, естественной частью которого являются дети, — признак качества среды. Разговор о хороших, комфортных для жизни городах XXI в. можно начать с наблюдения, наполнены ли улицы ваших городов детьми или нет.
Около 50 лет назад, в 1960-х, произошли два критических изменения парадигм градостроительства. Необходимость быстрого расширения городов привела к распространению планирования, основанного на модернистской идеологии 1930-х гг. Вместо расширения городов небольшими участками вдоль улиц и площадей планировщики начали масштабное освоение новых территорий и функциональное зонирование: зоны для проживания, для работы, для отдыха и общения.
Я называю это «бразильским синдромом» — планирование города сверху и с дистанции. Столица Бразилии прекрасно выглядит с самолета и еще лучше — с вертолета. Но на земле, на уровне передвижения по городу обычных людей, Бразилиа — некомфортный город.
Другим фундаментальным изменением, начавшимся в 1960-е, стало вторжение автомобилей. Дешевый бензин и массовое производство машин кардинально трансформировали модель перевозок, что, в свою очередь, отразилось на городской среде. Там, где прежде люди встречались и ходили пешком со скоростью 5 км/ч, появился транспорт и ограничение скорости до 60 км/ч.
Эти принципы планирования сформировали современный урбанистический ландшафт. Но отношение к городскому развитию изменилось. В начале XXI в. ряд глобальных проблем требует от нас уделять больше внимания человеческому фактору в городском планировании. Сегодня все нуждаются в живых, безопасных, устойчивых и здоровых городах. Политические решения городских властей могут заметно улучшить ситуацию в городе по указанным четырем ключевым направлениям.
Город становится живым, когда большинство его жителей имеют возможность ходить пешком, ездить на велосипеде и вообще проводить время в пределах города.
Город становится безопасным, когда все больше людей передвигаются по улицам и проводят время в общественных местах. Пешие прогулки предполагают плотную структуру города, короткие расстояния, разнообразие функций на одной территории и привлекательные общественные пространства.
Город становится на путь устойчивого развития, когда большая часть перемещений осуществляется жителями на так называемых зеленых средствах передвижения: пешком, на велосипеде или экологически чистом общественном транспорте. Это существенно улучшает экологию города, снижает объемы потребления ресурсов. Не менее важным условием устойчивого развития города является удобство и безопасность системы общественного транспорта.
Город становится здоровым, если его жители каждый день много ходят пешком и ездят на велосипеде. Ухудшение здоровья горожан, наблюдаемое во всем мире, во многом связано с низким уровнем подвижности населения. Призыв к пешим прогулкам и ежедневному велосипедному движению должен стать частью современной политики здравоохранения.
По сравнению с размерами инвестиций, требуемых для развития здравоохранения или транспортной инфраструктуры, расходы на формирование дружелюбной и комфортной для людей городской среды настолько скромны, что их могут позволить себе города во всех частях мира независимо от уровня развития и финансовых возможностей. В любом случае внимание к нуждам горожан станет главной инвестицией, сулящей существенную прибыль.
По мере развития новых качественных критериев городского планирования в результате социальных изменений все больше городов начинают применять новые подходы. Такие города, как Копенгаген, Лион и Мельбурн, уже пережили качественные преобразования. Другие, в числе которых Нью-Йорк, находятся в процессе изменений.
Глядя на развитие городов за последние 50 лет, можно говорить о том, что все традиционные города в какой-то момент оказывались захваченными автомобилями. Потоки машин заполняли все улицы, тротуары и парковки. Люди вытеснялись из общественных пространств. В годы автомобильного захвата основными функциями города стали связь и решение транспортных задач. Шум, выхлопные газы, недостаток пространства быстро сделали городские улицы малопривлекательными для пешеходов.
Последний этап — это отвоеванный город. Таких городов в мире все больше. Когда страсть к автомобилям прошла, люди стали требовать изменения текущего положения и отвоевывать городское пространство у машин. Зоны дорожного движения и парковки были постепенно сокращены, а мест для прогулок и отдыха стало существенно больше. Копенгаген и Мельбурн являются самыми передовыми городами в этом отношении, и с каждым днем они становятся все лучше. Поэтому оба города неоднократно назывались лучшими городами для жизни в мире.
В России, и в частности в Москве, страсть к автомобилям еше не прошла. В большинстве городов страны ситуация с качеством городской среды с каждым днем будет только хуже. Автомобили захватывают города России. Все более очевидна необходимость сменить направление развития. Только последовательный переход к новой парадигме, в центре которой стоит человек, обеспечит российским городам заслуженное место среди лучших для жизни городов в XXI в.
Статья продолжает цикл Gorod Project. Цикл реализуется совместно с Moscow Urban Forum.
Автор — профессор, доктор литературы, сооснователь Gehl Architects, Копенгаген
15 мая три книги Яна Гейла впервые вышли на русском языке: «Города для людей», «Жизнь между зданиями» и «Новые городские пространства». -
Maxwells demon писал : Он не так давно её купил
а, ну нормально тогда. а че купил-то? -
К сожалению, при всей моей симпатии к велосипеду, Сибирь - не самое подходящее место для него. Хорошо сейчас обсуждать эту тему на форуме, но появись она где-нибудь в феврале едва бы набрала 3-4 поста.
Приспособить омские улицы для велосипеда весьма трудно, и если даже
это удастся, то большую часть года велодорожки будут пустые.
Идея пересадить всех (или почти всех) горожан на велосипеды - утопическая. Как правило, высказывается юными веселопедистами без семьи или без работы. -
Гopoжанин писал : Делать дорожки ради тех нескольких месяцев, в которые вылезают эти хрустики, глупо.
[внешняя ссылка]
Да-да, вот это намного умнее ! Досадно, что водители профессионалы, вынужденны стоять вместе с вами, "нехрустиками", и развлекаться, наблюдая, как вы сквернословите друг на друга, толкаетесь, перегораживаете перекрёстки! Так, что ещё вопрос, кто кого имеет, вы тачку, или тачка вас... -
Silvertown писал :
Приспособить омские улицы для велосипеда весьма трудно, и если даже
это удастся, то большую часть года велодорожки будут пустые.
Идея пересадить всех (или почти всех) горожан на велосипеды - утопическая. Как правило, высказывается юными веселопедистами без семьи или без работы.
Отнюдь, мне уже доходит 50, серьёзная работа. Мне кажется, если можно ходить по велодорожкам в Варшаве летом, у нас зимой получится не хуже. Пересаживать всех на велосипеды - сомнительно, у нас свободная страна, и я думаю это личное дело каждого. А вот в ваших словах просматривается юношеский максимализм или, что ещё хуже, незрелость ума -
Господа, уже не до жиру! Черт с ними, с дрожками с этими, оставляйте хотя бы пол метра от обочины, не жмитесь в право, всё одно на двух полосах втроём не поместитесь... Меньше поводов обижаться на велосипедистов будет, а тротуары в первую очередь для пешеходов. Хотя некоторые автолюбители считают, что всё куда они могут заехать - проезжая часть! Особенно кто на металоломе ездит
-
это ужасно, сочувствую. Мне - 11 км и это надо срочно исправлять
ну да, сначала нужно инвалидам и людям с детьми в колясках дать возможность по тротуарам хоть беспрепятственно проехать. Но начинать с чего-то ведь нужно - живые люди по городу ходят, по своему городу -
Stepan K писал : Точно-точно. Покупай скорее машину.
как только, так сразу
тебя пригласить на обмывание в баню? ))
Maxwells demon писал : Он не так давно её купил, не наигрался ещё
Демон. у тебя по ходу неверная информация )
Я еще не купил, но очень хочу ) -
Гopoжанин писал :
На велосипеде я сам по молодости катался, в своё время нравилось. Тогда ещё трудно было представить, что в простых семьях будет машина, а тут просто море свободы.
Сначала были лыжи, потом вместо них стал телевизор... Разные вещи, а вы опять все дырки заткнули своим автомобилем. Велосипед - это спорт и прогулка. Как-то сомнительно, что на машине можно заниматься спортом или гулять.
Негативный Персонаж писал : существенные преимущества авто перед общественым транспортом и велосипедом - скорость и комфорт.
А преимущества кондиционера перед холодильником? Чайника перед тренажёром? См. первый абзац.
Гopoжанин писал : И выделять целые полосы для них ради нескольких месяцев глупо. У нас Сибирь, а не Италия.
Полосы можно выделить на тротуарах, отгородив от пешеходов и понизив до уровня дорог, чтобы на пересечениях не прыгать. Или параллельно вдоль дорог, но отделённо бордюром от проезжей части.
В Перми уже действуют велодорожки. При проектировании, реконструкции и строительстве улиц будет предусмотрено строительство выделенных полос движения для велосипедистов. Имеется целая концепция движения велотранспорта в Перми. [внешняя ссылка]
В Перми - не трудно.Silvertown писал :Приспособить омские улицы для велосипеда весьма трудно
И что? Огромные площади параллельно дорогам пустуют всё время года.
Silvertown писал :
Идея пересадить всех (или почти всех) горожан на велосипеды - утопическая. Как правило, высказывается юными веселопедистами без семьи или без работы.
Что-то не слыхал такой идеи от омичей. Никто же не высказывается загнать всех в бассейн или в тренажёрный зал. Каждый выбирает свой досуг сам. -
McFly Alexey писал :
Сначала были лыжи, потом вместо них стал телевизор... Разные вещи, а вы опять все дырки заткнули своим автомобилем. Велосипед - это спорт и прогулка. Как-то сомнительно, что на машине можно заниматься спортом или гулять.
так и мы о том же: мухи отдельно, котлеты отдельно