Вопросы к семье Никитиных
Создана: 02 Октября 2011 Вск 12:28:02.
Раздел: "Семья и дети"
Сообщений в теме: 31, просмотров: 8741
-
Здравствуйте! Меня зовут Антон Никитин. Я сын Бориса Павловича и Лены Алексеевны Никитиных. На этот форум я зашел для того, чтобы защитить нашу семью от сплетен, мифов и клеветы, которые гуляют по Интернету (начало дискуссии см. в темах «"Книжки про воспитание - ?" и «Вопросы о наказании детей»). Но разговор вышел за пределы одной частной проблемы – обсуждения лживой статьи о нашей семье и меня попросили создать новую тему. Для удобства я перенесу сюда часть своих ответов, в которых делается попытка рассказать, как мы сами, «дети Никитиных», относимся к тому, как нас «воспитывали» .
Если вы читали книги моих родителей и хотите обратиться к «первоисточникам» , то можете это сделать.
Когда откроется сайт семьи Никитиных ([внешняя ссылка]) будем обсуждать все там, а пока, по возможности, постараюсь отвечать здесь. -
Это не совсем так. Мама, действительно, закончила педагогический институт (и несколько лет работала учителем), но, подозреваю, что учили ее там совсем не тому, что потом потребовалось в семье . Я с ней специально поговорю на эту тему. А папа никогда не имел педагогического образования (хотя тоже какое-то время работал учителем, а вообще успел за свою жизнь переменить, по его подсчетам, двадцать восемь(!) профессий, то есть работ, которыми он занимался профессионально), но педагогом был, что называется, от Бога. Он умел заражать своим энтузиазмом, как детей, независимо от возраста, так и взрослых. Любое занятие становилось с ним интересным и увлекательным.
После выступлений в любой аудитории мои родители, как правило, оказывались в плотной толпе желающих задать самые разные вопросы. Поэтому я тоже призываю сначала почитать книги Никитиных (список приведен выше, многие тексты можно найти в Интернете), постараться почувствовать частичку души авторов, а потом уже спрашивать что-нибудь. А на вопрос, зачем вообще читать эти книги, постараюсь ответить в следующий раз . -
RRRы писал : Этож мне самому придётся по снегу бегать! Я что, с дуба рухнул? Не, на такое не согласен.
Обязательно придется! И более того, это надо самому делать с удовольствием! Вот если вам нравится париться в бане, то сына научить этому проще простого!
А если без шуток, то мне кажется, что учить чему-либо может только человек (учитель, воспитатель, родитель, тренер), которому искренне нравится дело, которому он учит. Даже учить читать ребенка должен тот, кто любит читать.
К сожалению, далеко не всегда получается именно так. И результаты мы все видим вокруг себя . Но в семье то можно сделать так, чтобы для ребенка процесс получения знаний (и достижения цели, и решения проблем) доставлял ему удовольствие! А это зависит только от родителей, или точнее, от того, с кем ребенок общается. -
Очень хорошо сказано! Чувствуется ответ того, кто побывал в детстве в руках мастера на все руки .Антон Никитин писал :
А если без шуток, то мне кажется, что учить чему-либо может только человек (учитель, воспитатель, родитель, тренер), которому искренне нравится дело, которому он учит. Даже учить читать ребенка должен тот, кто любит читать.
К сожалению, далеко не всегда получается именно так.
А это зависит только от родителей, или точнее, от того, с кем ребенок общается.
Очень и очень верно сказано!
И в школе у учителя, любящего предмет (сверх любви к детям), ученики влюбляются в этот предмет. И потом даже идут по стопам любимого учителя. -
LTO писал(а) : Вопрос : Всем я думаю понятны общие праздники (совместная подготовка к ним, и совместное общение в праздники)
Означает ли это, что родители без детей никогда не ходили в компании ,
то есть, отдельно от семьи праздников у взрослых не было?
Вопрос :общие дела , заботы ... Чуть подробнее о сути этого.
Если родитель выделяет время чтобы с ребёнком поделать какую либо модель, почитать - это же не общие дела?
Мои родители всегда были очень занятыми людьми. Сейчас бы их называли трудоголиками . Для них дело, которым они занимались и семья всегда были на первом месте (только потом эти два понятия в большой степени слились вместе). Мой папа говорил: «Лучший отдых – это смена деятельности» и всю жизнь этому правилу следовал. И занятия, и игры (мне, кстати, очень сложно различать эти понятия ) с детьми были для них отдыхом.
А под «общими делами» я понимаю любую совместную деятельность. И это не только участие взрослого в «детских» (в том числе играх, совместном чтении, сборке моделей и.т.п) делах, но и участие ребенка во «взрослых», что, на мой взгляд, даже более важно. Но баланс, разумеется, соблюдать надо . -
Мы слушаем ответы внимательно.
Пока даны ответы не на все вопросы.
Если не ошибаюсь, высказывание об отдыхе принадлежит физиологу Павлову, и оно широко известно.
Понятно.Цитата:А под «общими делами» я понимаю любую совместную деятельность.
и участие ребенка во «взрослых», что, на мой взгляд, даже более важно. Но баланс, разумеется, соблюдать надо .
отсюда вопросы : с какого возраста выделяются дела ребёнка, становятся обязанностями?
Какие, например, с учётом возраста?
Что делали родители , если ребёнок постоянно отказывался (не забывал) выполнять порученное?
Такого не было ни с одним из детей?
И повторю вопрос : какого рода наказания применяли родители к детям?
Примеры. -
и у меня вопрос: вне семьи дети жили? какие дополнительные занятия посещали, как общались со сверстниками, спортом занимались ли? были ли увлечения, совершенно отличные от занятий внутри семьи. т.е. что своё каждый из нескольких детей смог делать хорошо и получать от этого удовольствие?
-
Давайте уточним, уважаемая apricot :apricot писала : и у меня вопрос: вне семьи дети жили? какие дополнительные занятия посещали, как общались со сверстниками, спортом занимались ли? были ли увлечения, совершенно отличные от занятий внутри семьи. т.е. что своё каждый из нескольких детей смог делать хорошо и получать от этого удовольствие?
что Вы имеете в виду под "занятиями спортом"?
Речь ведёте о соревнованиях в школе?
Или о занятиях в секции? -
Посмотрела исходный пост Антона Никитина и увидела редакцию его .
Появилось уточнение к высказыванию
"Когда откроется сайт семьи Никитиных (http://www.nikitiny.ru) будем обсуждать все там, а пока, по возможности, постараюсь отвечать здесь.".
Вот содержание уточнения:
Скоро здесь появится САЙТ о жизни и творчестве
Бориса Павловича и Лены Алексеевны Никитиных,
об опыте многодетной семьи Никитиных,
начиная с 1957 года и по сегодняшний день.
Сайт создается детьми, внуками и друзьями Никитиных.
Сайт будет открыт к декабрю 2011 года.
Если у вас есть вопросы, пожелания и предложения, пишите нам на nikitina.ab@gmail.com
Спасибо!
До встречи на нашем сайте! -
LTO писал(а) : Уважаемый Антон Никитин!
Следует ли понимать, исходя из уточнения,
что ответов на вопросы, заданные на ОФ,
на нашем форуме мы уже не получим ?
В моем первом сообщении ничего не изменилось, кроме того, что я поставил гиперссылку на сайт. Я по-прежнему отвечаю на вопросы на этом форуме, пока не заработает сайт www.nikitiny.ru.
Работа по сайту очень большая, но в декабре, как обещаем, должны его запустить. Заранее прошу прощения, что не удается отвечать на вопросы быстро . -
LTO писал(а) : с какого возраста выделяются дела ребёнка, становятся обязанностями?
Какие, например, с учётом возраста?
Его "личные" дела (по обслуживанию самого себя) - сразу, как только он этому научится. Но это даже нельзя назвать обязанностью. Это естественный порядок вещей.
А в домашних делах начинается все с помощи старшим, и помогать может даже малыш, не научившийся еще говорить . Только эта помощь должна быть искренней и бескорыстной. Для человека вообще важно если уж не испытывать удовольствие от самой работы (это идеальный вариант, «любимое дело»), то обязательно получать чувство удовлетворения от хорошо сделанного дела, от преодоленных трудностей. Вот такому отношению и надо учить ребенка с самого начала. Если это удалось сделать, то хлопот с выполнением домашних обязанностей будет гораздо меньше. Это будет помощь родителям, принимающим ее с благодарностью. Это будет и повышение самооценки и самоуважения ребенка. И это будет и изменение его статуса в семье из «нахлебника» в «помощника», (а затем и в «добытчика» и «кормильца» ), но это должны уже понимать и учитывать взрослые.
Вопрос скорее не в возрасте, не в физической, а в психологической готовности помогать родителям. Кто и в шесть лет готов (вспоминая Некрасова ) за мужика работать в семье, а кто и до старости захребетником остается, искренне не понимая, почему он должен что-то за кого-то делать. И все закладывается в самом раннем детстве! -
apricot писала : и у меня вопрос: вне семьи дети жили? какие дополнительные занятия посещали, как общались со сверстниками, спортом занимались ли? были ли увлечения, совершенно отличные от занятий внутри семьи. т.е. что своё каждый из нескольких детей смог делать хорошо и получать от этого удовольствие?
Разумеется, жизнь вне семьи тоже была . И в различные кружки и в спортивные секции ходили, благо тогда это, как правило, не требовало больших материальных затрат. Профессиональным спортсменом никто не стал, да и не пытался стать (другие жизненные установки). Каких-то ограничений, или наоборот, попыток как-то заставить заниматься чем-то, со стороны родителей я не замечал. Выбор, по крайней мере, всегда оставался за нами. В результате профессии у всех совершенно разные . -
-
Добрый день! Решила помочь старшему брату отвечать на ВОПРОСЫ.
Вопрос : "Всем я думаю понятны общие праздники (совместная подготовка к ним, и совместное общение в праздники)
Означает ли это, что родители без детей никогда не ходили в компании ,
то есть, отдельно от семьи праздников у взрослых не было?"
Практически именно так и было: если и ездили мама с папой к кому-то в гости – то чаще всего, по делам ))). В санатории они были только однажды – в 1992 году. Самое интересное, что они НЕ ТЯГОТИЛИСЬ нами, детьми, – это точно!
Вы, уважаемый LTO, имейте ввиду, что нашим родителям, когда родилась наша младшая сестренка, было 55 лет (папе) и 41 год (маме). Согласитесь, что это возраст уже не для «увеселительных компаний», тем более, что всё поколение наших родителей, на мой взгляд, не привыкло к «гулянкам» ))).
Вопрос : "общие дела , заботы ... Чуть подробнее о сути этого."
Практически из всего, чем занимались родители, они не делали секрета от нас, детей. Нужна помощь кому-то – решаем вместе, финансовые проблемы в семье – обсуждаем вместе, есть возможность поехать куда-то – вместе решается, кто едет (если невозможно всем) и т.д. и т.п. Обязанности по дому – на всех распределены. Думаю, что это очень здорово, когда МНОГО дел и обязанностей, которые объединяют (безделье, на мой взгляд, - страшное дело…).
С другой стороны, с нас, детей, никогда не требовалась «полная откровенность», («читать чужие письма» - это для всех было безусловным табу). А вот безусловное доверие внутри семьи было всегда…
Вопрос: "Если родитель выделяет время чтобы с ребёнком поделать какую либо модель, почитать - это же не общие дела?"
Почему – не общие дела?! Для меня «общее дело» - это тогда, когда ты делаешь что-либо НЕ ОДИН, а помощников может быть хоть сколько. В нашей семье никогда не «сгонялись все в кучу», но не пойти помогать, допустим, когда папа пошел колоть и укладывать дрова и позвал всех… - это почти невозможно (по крайней мере, стыдно). А уж послушать мамино чтение вслух – еще какое общее дело! Это же общие переживания, которые так сближают! То же самое скажу об общем просмотре хорошего фильма – совсем не одно и то же, когда ты сидишь и смотришь этот фильм один. Да даже общее чаепитие или ужин – это тоже, по-моему, общее дело.
Вопрос : "почему-то не выделено слово принципы.
а вот они как раз не менее интересны.
Подробнее , пожалуйста, о чём речь здесь?"
О-о! Принципы – это, действительно, очень важно. Почему не выделила – сама не знаю ))). Но чтобы о них говорить, выделить их, для этого и сайт открыли ))) .
Что-то уже сформулировано папой и мамой. Но многое – трудно уловимое и трудно перекладываемое на слова ))), а мы в этом не такие мастера, как наши родители. Попытаемся! ))) Один из принципов, пожалуй, действительно, - СВОЙ ДОМ, а не квартира.
Вопрос: "Что делали родители , если ребёнок постоянно отказывался (не забывал) выполнять порученное?
Такого не было ни с одним из детей?"
Конечно, было, но достаточно редко. Обычно после второй (крайне, третьей) просьбы папа или мама просили сделать это другого или делали сами. Кстати сказать, видимо поэтому родителям, у которых трое и больше детей, намного легче решать подобные проблемы . ))
"И повторю вопрос : какого рода наказания применяли родители к детям? Примеры."
Что имеем ввиду под «наказанием» ? Заходите на форум нашего сайта – там как раз поднялась тема о ФНД (физическом наказании детей)… Вообще не помню наказаний в нашей семье, кроме маминого молчания или отказа почитать вечером вслух … Если что-то делалось не так или НЕ делалось, что было обещано, следовало некое предупреждение: «значит, сегодня вечером не читаем» или «придется тебя с собой не брать…» (допустим). И если всё оставалось без изменений, родители ВСЕГДА исполняли то, что обещали. Никаких «запредельных» обещаний не было (подобно «выгоню из дома!» или «убью!» и т.п.), но то, что обещалось, не забывалось. Поэтому мы (дети) старались всегда помогать друг другу что-либо доделать или сделать вместе (это всегда и быстрее, и веселее!).
Помню, кто-то придумал такую «игру»: после праздника мама с папой обычно провожали гостей до ближайшей железнодорожной станции (7-8 мин.пешком), а мы за это время быстренько мыли всю посуду (а это в тазиках – с мылом и обмыванием, и вытиранием – не так-то и быстро!) и умудрялись расставить её – чистую! – снова на стол так, что казалось будто бы никто и не притрагивался к уборке стола… К возвращению мамы и папы все сидели по разным «углам», увлеченно занимаясь своими делами (а сами, конечно, краем глаза наблюдали за мамой – именно за ней, потому что папа в «кухонные дела» обычно не вникал). Мама, как обычно, молча принималась убирать со стола… Все только и ждали главного момента – когда же она заметит, что всё уже вымыто! Проходило не больше минуты – и мама начинала улыбаться, а то и хохотать: «Ах, вы мурзилки!». Самое интересное, что такие «спектакли» нам удавалось делать не один раз. А всё потому, что далеко не всегда убирали сразу. Да-да, не такие уж мы были образцовые ))) Так что наверняка каждый из нас вспомнит по поводу собственного наказания что-нибудь, или уже в отношении своих детей – это уже более запоминающиеся события…
От аpricot: "и у меня вопрос: вне семьи дети жили? какие дополнительные занятия посещали, как общались со сверстниками, спортом занимались ли? были ли увлечения, совершенно отличные от занятий внутри семьи. т.е. что своё каждый из нескольких детей смог делать хорошо и получать от этого удовольствие?"
Помню, мы с сестрой и братом ходили на секцию по акробатике (брату – 8 лет, сестре - 11, мне 13), где-то около года ездили: 10 мин. до электрички, 2 остановки на ней и минут 20 пешком-бегом. Больше я никуда не ходила. Тогда все кружки и секции были довольно далеко и не всегда совпадали с учебой (в средних классах вторая смена). Думаю, если у кого-то из нас было бы четкое желание чем-то заняться, родители бы постарались это устроить. Помню, что к нам несколько раз приходил один композитор – Михаил Яковлевич Черняк (о! Даже ФИО вспомнились!) - уже в возрасте, но совершенно неунывающий человек. Он взялся меня обучать игре на фортепиано: стал давать какие-то простые задания… Мне было 12 лет, и я сама потихоньку уже начала разбирать ноты, но эта «учеба» у композитора почему-то совершенно отбила охоту к пианино, мне быстро надоело и вообще расхотелось заниматься музыкой… Почему так произошло? Не знаю. Через несколько месяцев я снова сама, с большим трудом, осваивала азы нотной грамоты и разучивала наизусть вальсы – мне ОЧЕНЬ ХОТЕЛОСЬ играть на пианино и петь. К сожалению, больше меня никто не обучал музыке, но сама выучила много разных вальсов (Штрауса, Шуберта, Гуно, Грибоедова, Шопена…) и другие известные вещи (полонез Огинского, «К Элизе» и «Лунную сонату» Бетховена).
Ни мама, ни папа не владели музыкальными инструментами (правда, папа мог сыграть на балалайке «Светит месяц», а мама замечательно пела! ) – так что, можно сказать, я в какой-то мере «привнесла» это в наш дом. Хотя, вернее сказать, Алёша первым начал осваивать пианино, когда учился в педучилище – он мне немного помогал разбираться, но сам после никогда за пианино не садился… Уже взрослой (28 лет) я пошла учиться «классической игре на гитаре» - тяжеленько было первый месяц, а потом… за полгода сдала 2-хгодичный курс, научилась аккомпанировать себе и даже… стала сочинять песни))). Но вообще у нас и мама немного сочиняла песни (и стихи, и музыку), и у папы были небольшие стихи… Мне кажется, что самое главное, они оба ОЧЕНЬ ЧУВСТВОВАЛИ и хорошее слово, и хорошую музыку – так что моё увлечение музыкальными инструментами и песнями было не на пустом месте.
За других своих братьев и сестер говорить не буду ))). -
Ваше видение изнутри семьи очень интересно...