Психотипы детей - позитивный взгляд на нестандартных детей
Создана: 11 Ноября 2009 Срд 20:11:42.
Раздел: "Семья и дети"
Сообщений в теме: 73, просмотров: 12391
-
Дорогие родители!
Когда у нас рождается ребенок, мы считаем его частичкой себя, плоть от плоти, и естественно считаем, что он должен быть похож на нас всесторонне.
Маленькое отступление от темы. Допустим, я считаю, что любой человек - это тело. Но когда человек умирает, тело остается, а человека нет... Значит, присутствует ещё некая невидимая субстанция - дух или душа...
Так же и наш ребенок. Мы считаем его просто телом, вдобавок неразумным, неумелым, незащищённым, и забываем о том, что у него уже есть душа, есть потребности, кроме еды и туалета.
И тут нас подстерегают сюрпризы. У ребенка может быть совершенно иной характер, чем у мамы и папы, другие интересы и потребности.
А мы часто игнорируем тот факт, что мой ребенок - это не я, и даём ему то, что хотели бы получить сами в своём детстве, или то, что навязывает общество. И очень редко мы прислушиваемся к истинным потребностям ребенка.
И ещё мы хотим, чтобы наш ребенок был "удобным" - не плакал, не тревожил нас часто, играл сам...
Помню, как я завидовала знакомой, у которой ребенок нескольких месяцев от роду почти всё время спал, не плакал, не тревожился... Я думала - надо же - бывают у людей идеальные дети...
Но все дети - разные, непохожие друг на друга и на своих родителей.
Эта тема возникла из другой ветки, про гиперактивных детей.
Если ребенок непохож на маму и папу, родители начинают искать в нем патологию. Думают: "С моим ребенком что-то не так"... Но он просто другой, и для него это - норма!
Ещё вопрос - что такое "нормальный" ребенок?
Возможно - это некое существо без выраженных особенностей в поведении и внешности, который не беспокоит родителей и педагогов.
Может быть... но это только поверхностный взгляд на ребенка, внутри каждый ребенок особенный...
Также как существует 4 типа темперамента, есть 4 основных психотипа детей, и есть смешанные типы, но с преобладанием основного. Очень важно понять, к какому же типу относится мой ребенок для того, чтобы не навредить ему, чтобы сотрудничать с ним оптимально.
Психотипы перекликаются некоторым образом с акцентуациями (по Личко и Леонгарту). Но главное отличие - здесь эти особенности детей не выставляются как патология и отклонение от пресловутой "нормы"
Первоисточник - аудио-лекции специалиста в области семейной психологии и профессионального астролога Руслана Нарушевича "12 ступенек в небо".
Поскольку в печатном виде я эти лекции не нашла, а материал очень интересный и полезный, пришлось конспектировать самостоятельно и почти дословно этот раздел. Все типы за один день не осилила, прошу прощения.
1 тип детей - Чувствительные (или сензитивные) дети
Эти дети наиболее эмоциональны из всех прочих, более не защищены, т.е. их внутреннее ощущение безопасности не столь велико, как у других детей. Они остро ощущают свою реакцию на собственные нужды и желания и очень быстро чувствуют и реагируют на переживания других людей, которые находятся рядом.
Им важно понять свои чувства, чтобы сделать необходимые перемены.
Когда мы говорим "воспитание", мы предполагаем развитие ребенка, выработку новых качеств характера и навыков, помогающих ребенку жить в социуме.
Эти дети наиболее отзывчивы, и эта отзывчивость тем больше, чем больше они получают отзывчивость от других, чем больше они выслушаны и поняты.
Особенная характеристика этих детей - склонность жаловаться. И это не является проявлением слабости характера или избалованности.
Сочувствие и понимание – это то, что сильнее всего мотивирует этих детей увидеть позитивное.
И когда родители, принадлежащие к другому типу людей, не могут больше выслушивать жалобы ребенка и иронизируют над ним – это больно ранит ребенка.
В данном случае преувеличивают свои проблемы не сами дети – а их природа, они не могут поступать по-другому, и именно это качество позволит им в дальнейшем никогда не пройти мимо проблем других людей.
Из этих детей получаются самые лучшие врачи, психологи, учителя, священники.
Но этим детям требуется больше времени и внимания от родителей, потому что им нужно время, чтобы делиться своими эмоциями, и если вы будете торопить ребенка, который рассказывает вам о своих чувствах и переживаниях – он будет сопротивляться.
Основная причина сопротивления детей, их неуправляемости и несклонности к сотрудничеству – то, что их определенные эмоциональные нужды не удовлетворены. Большинство родителей воспринимают сопротивление детей как вызов, неприятие их авторитета. Но это не так.
Отвлечь внимание или развеселить такого ребенка, когда он жалуется – совершенно неэффективно. Если такой ребенок не поделился своими эмоциями вовремя, то через время он окажется в более сложном положении.
Женщины, которые имеют такой тип психики, ведут себя также – пока она не смогла до конца поделиться своими переживаниями, она не будет способна следовать мужчине.
Самое важное для этого типа детей – дать понять, что я (родитель) тоже страдаю, что его страдание мне понятно. Это часто бывает проблемой для родителей, особенно для отцов.
Если у родителей другая психофизиологическая природа, они могут думать: «Что-то с моим ребенком не так!!!»
Такой ребенок всех стесняется, сопротивляется новым знакомствам, во время праздника, когда все веселятся, он может сидеть где-нибудь в углу или жмется к маме. Не ожидайте от таких детей чудес коммуникативности – это не их природа!!! Создайте условия для общения Вашего ребенка с детьми. Лучше, если это будет у Вас дома и с 1-2 детьми, которые не агрессивны и не слишком активны. Когда ребенок будет чувствовать, что рядом есть похожие дети или взрослые – он сможет общаться с людьми других типов.
Один из основных навыков, которые необходимо привить этим детям – научить их прощать и забывать (обиды).
Ещё один важный навык – делиться своими разочарованиями.
И очень важно дать понять этим детям, что их негативные переживания – это норма!!!.
Особенность их психики в том, что она очень восприимчива к любым психическим энергиям вообще. Нужно либо защищать таких детей от негативных воздействий извне (новости по ТВ), либо не стыдить и не наказывать за проявление эмоций.
Если эмоциональные нужды этих детей удовлетворены, если они получают достаточно внимания – в результате вырастают люди очень внимательные, имеющие творческий склад ума, оригинальные, очень хорошие собеседники, очень заботливые, мягкие и сострадательные, и всегда счастливы помочь другим. -
Отличная идея!!!!pomoshnik писала : давайте на самом деле лучше обсудим типы детей, больше нуждающиеся в психологической поддержке и вообще родительском внимании.
Взрослые имеющие такой тип поведения просто просто жалкИ..
Трудно им!
Тут что-то не так!
С одной стороны, в дошкольном возрасте - по- вашему обращать внимание рано, а в подростковом, по-моему, уже поздно такое замечать !
Я считаю (и у меня есть сторонники), что как личность ребёнок формируется к 7 годам, и значит психотип уже сформируется, а в школе идёт "доводка до кондиции" = "обкатка ", приглаживание "колючек" методом коллектива и остального общества.
Страшно если такое заметить так поздно. Тогда уж криков и наказаний не избежать..Как бороться, если под влиянием компании начал курить, применять наркотики, убивать кошек, тренироваться в жестокости на слабых первоклашках ...??!!!Цитата :ведомый, безвольный, не доводит начатое до конца, сильно подвержен влиянию компании сверстников, интересов мало, они неустойчивые. такие детки нуждаются в руководстве, контроле, опеке со стороны старших. если они остаются без внимания, вполне возможно развитие асоциальных увлечений и даже могут появится асоциальные поступки.
Нет! Надо предупреждать подобное заранее, внушая недопустимость таких действий.
Я в теме наказаний рассказывала, какие меры предпринимала как можно раньше, пока ребёнок впечатлителен и верит мне.
Интересно.
Расскажите. Пусть будет и по Личко..
Почитав про неустойчивый тип, появился интерес узнать больше.
Но если сравнивать с исходными , известными всем 4 типами, то холериками они ведь не могут быть?
Цитата : эта типология АХ не утратила своей актуальности. тест очень интересный, можно тоже провести со своими детками, определить акцентуации характера, и на этой основе уже размышлять, нужно ли как-то менять стратегию воспитания, надо только мне глянуть точно со скольки лет он может быть применен. с 10 лет кажется.
Интересно познакомиться побыстрее.
Вдруг пригодится кому-нибудь ! -
-
me Alice писала : а "слезливость" свойственная таким детям??
А Вы относите себя к каким - "таким детям"?
На этой странице, описаны два типа - неустойчивый и сензитивный типы.
На других страницах описаны активный , коммуникативный, рецептивный типы детей. -
me Alice писала : а "слезливость" свойственная таким детям?? а то моя. чуть что, срау в слезы..
скорее можно говорить про проявления астеноневротического типа (не пугайтесь названия), либо сенситивного. астеноневротики - дети с исходно слабенькой нервной системой, им трудно приспосабливаться, тяжелы для них разного рода нагрузки. однако это не значит, что дети эти неуспешны. скажем так, им не нужно разбрасываться, а родителям нагружать их сверхмеры. пусть будет 2-3 любимых занятия, но они будут именно любимыми, и ребенок длительное время без переутомления сможет заниматься.
сенситивный - это проще говоря "чувствительный", впечатлительный ребенок, может быть и обидчивым. глубоко переживает, тонкая, ранимая натура. творчески одарены. может быть немного заниженная самооценка. самолюбие такого ребенка надо щадить, чаще хвалить, жалеть, любить, и не сравнивать с другими не в их пользу. про сенситивный неплохо у топикостартера написано. согласна с этим. особенно что родители воспринимают сопротивление у этих детей как угрозу авторитету, а не деле ребенок что-то чувствует, какой-то дискомфорт, хочет высказать, но не может, еще не знает слов, просто не умеет словами выражать эмоции. задача родителей- - учится и уметь понимать эмоциональные состояни своих детей и адекватно реагировать. это в конце концов их психологическое, а значит, и физическое, здоровье!!!!!!!!!!
пока так кратко. позже подробнее напишу:) -
LTO, имелось ввиду в дошкольном возрасте говорить РАНО О ТИПЕ, то есть отдельные проявления в 5-6 лет могут остаться лишь эпизодами. какое безволие можно определить у дошкольника? воля только формируется. а вот лет в 9-10 уже можно смотреть серьезнее.
да, кстати, и причем когда мы говорим о ХАРАКТЕРЕ, вы спрашиваете про ХОЛЕРИКА? темперамент может быть какой угодно. может, какие-то типы в павловской классификации и чаще встречаются, я таких работ пока не встречала. -
Кроме игр , Вы не пишете о других его пристрастиях, поэтому из того немногого что сказано:Mariya Mirabella писала : а вот мой малыш ему 4 года, часто любит играть один. мне кажется замкнутый он какой-то. мало общается с другими детьми. беспокоюсь за него, нормально ли это?
если мальчик - единственный ребёнок в семье и не бегает за маминой юбкой , то его психотип самодостаточный.
его воображения хватает придумывать себе развлечения без помощи.
Тут может скрываться талант.
И что же ему делать, если он один из детей в семье ?!
Но конечно, нужно приучать его и к наличию других ребятишек в мире.
Приглашайте других ребятишек домой.
Либо, выводить во двор, договорившись с мамой другого (их) ребятишек.
(катание на велосипеде - не выход )
другие дети будут его привлекать к игре,
продумайте, какую игру ваш мальчик мог бы разделить с другими и предложите её,
если никак не получается, поиграйте сначала с ними , задавая тон.
Мой малыш тоже умел играть один, и я понимаю Вас.
Но и обо мне он не забывал
Я так делала как сказала .
Считая что общение с другими даёт новые впечатления и умения общаться с другими, я пыталась водить в садик.
Сначала иногда летом прихожу, другие скачут во дворе , играют в догонялки, а его не видно.
ищу ..- а он в песочнице построил большой дом и роет в нём дверь)))
Ничего.воспитатели привлекли...
но про садик не любил рассказывать.
только в первом классе выяснилось, когда спросила - где лучше в садике или в школе, ответил - в школе хоть что-то новое узнаёшь, а в садике только и заставляли сидеть на стульчиках. -
Это два разных типа ?pomoshnik писала : скорее можно говорить про проявления астеноневротического типа (не пугайтесь названия),
либо сенситивного.
или сенситивный включает в себя астеноневротический?
если различные типы, то желательно познакомиться с различиями.
Спасибо, но всё равно вопрос предыдущий не снят. Потому что свойства сенситивного ребёнка не исключают свойства ребёнка -астеноневротикаЦитата :астеноневротики - дети с исходно слабенькой нервной системой, им трудно приспосабливаться,
тяжелы для них разного рода нагрузки.
однако это не значит, что дети эти неуспешны.
скажем так, им не нужно разбрасываться, а родителям нагружать их сверхмеры.
пусть будет 2-3 любимых занятия, но они будут именно любимыми, и ребенок длительное время без переутомления сможет заниматься.
мне так кажется.
отлично! берём на вооружение.Цитата :сенситивный - это проще говоря "чувствительный", впечатлительный ребенок, может быть и обидчивым. глубоко переживает, тонкая, ранимая натура. творчески одарены. может быть немного заниженная самооценка. самолюбие такого ребенка надо щадить, чаще хвалить, жалеть, любить, и не сравнивать с другими не в их пользу.
про сенситивный неплохо у топикостартера написано. согласна с этим.
Большое спасибо!Цитата : особенно что родители воспринимают сопротивление у этих детей как угрозу авторитету, а не деле ребенок что-то чувствует, какой-то дискомфорт, хочет высказать, но не может, еще не знает слов, просто не умеет словами выражать эмоции. задача родителей- - учится и уметь понимать эмоциональные состояни своих детей и адекватно реагировать. это в конце концов их психологическое, а значит, и физическое, здоровье!!!!!!!!!!
пока так кратко. позже подробнее напишу:)
Терпеливо ждём продолжения, -
Я согласна что в возрасте до трёх лет о типе говорить ещё может быть рано. Оглянувшись назад в воспитании своего малыша - соглашусь с трудом. Потому имею практические наблюдения , только долго описыватьpomoshnik писала : LTO, имелось ввиду в дошкольном возрасте говорить РАНО О ТИПЕ, то есть отдельные проявления в 5-6 лет могут остаться лишь эпизодами. какое безволие можно определить у дошкольника? воля только формируется. а вот лет в 9-10 уже можно смотреть серьезнее.
но позже, несмотря на то что возраст дошкольный, всё равно ребёнок уже может проявить характерные черты типа.
Например, Ваш сыночек ещё дошкольник и вы ничего не можете предположить о его типе? не верю!
если ребёнок активный, лезет во все дела, с восторгом принимает других детей, активно отбирает у них игрушки, дерётся, кривляется,
то неужели нельзя отделить его тип от типа спокойного,ребёнка, который, хоть и любопытно поглядывает на других, но боится оторваться от маминой юбки, только выглядывает из-за взрослого и т.д. ?Вы хотите вместо "причём" сказать "почему" ?
Разве психотип не оказывает влияния на характер?
Ведь представление о характере человека получаем из поведения?
а поведение обеспечено психотипом,
даже Штирлиц не смог бы скрыть свой психотип как бы ни старался.
Или нет?
Сильно не стану упираться .
Сааапсем не спец)))
А интерес берёт. :) -
Реально меня поразила информация о том, что талантливые дети попадают в группу риска... то-то я у меня проблем с трехлетним сынулькой индиго уже по уши, не знаешь на каком коне подъехать...что дальтше то будет? [внешняя ссылка]
-
Как Вы определили что он у Вас индиго?doremi писал(а) : Реально меня поразила информация о том, что талантливые дети попадают в группу риска... то-то я у меня проблем с трехлетним сынулькой индиго уже по уши, не знаешь на каком коне подъехать...что дальтше то будет? [внешняя ссылка]
Честно говоря, почитав ссылку, данную Вами, я подумала, что дети не относящиеся к группе риска - это нечто типа сундучка : не шумит, отвечает когда спрашивают, лишний раз не бегает, не лезет везде и всюду... вобщем, "делай с ним что хошь"
а если не такой, то -педагогически запущенный и в группе риска..
Ведь ребёнку положено узнавать мир! они лезет поэтому в доступное. согласно своему психотипу.Только родители должны это понимать и ,предусматривая возможные действия, обезопасить ребёнка и объяснить, что к чему. А для последнего как раз и надо знать поближе психотипы, чтобы догадаться что происходит с ребёнком и догадаться, как с ним поступать. -
doremi писал(а) : Реально меня поразила информация о том, что талантливые дети попадают в группу риска... то-то я у меня проблем с трехлетним сынулькой индиго уже по уши, не знаешь на каком коне подъехать...что дальтше то будет? [внешняя ссылка]
Талантливый ребенок - значит, не такой, как большинство, совершенно другой...
Во-первых, ему самому может быть не интересно с обычными детками, скучно. И наоборот, другие дети могут считать его "выскочкой", "ботаником" и не играть с ним. Поэтому трудно ждать, что он вольётся в коллектив, хоть в саду, хоть в школе. И родителям с ним трудно, непривычно...
Часто бывает, что дети дразнят тех, кто не похож на них...
Они же как белые вороны... -
А есть ли методики для занятий с такими детьми?BigYellowSun писала :Талантливый ребенок - значит, не такой, как большинство, совершенно другой...
Во-первых, ему самому может быть не интересно с обычными детками, скучно. И наоборот, другие дети могут считать его "выскочкой", "ботаником" и не играть с ним. Поэтому трудно ждать, что он вольётся в коллектив, хоть в саду, хоть в школе. И родителям с ним трудно, непривычно...
Часто бывает, что дети дразнят тех, кто не похож на них...
Они же как белые вороны...
Наверное всё- таки талантливого ребёнка тогда надо приводить к тем детям, которые почти равны ему по уму , а не по возрасту.
Талантливого не надо толкать в выборе интереса, а надо наоборот не выпячивая способности и не хвалясь талантами ребёнка перед другими людьми, как бы отвлекать и на другое - предлагать другие интересные игры и занятия,разнообразить их.
не допускать у дитя ощущения себя каким-то не таким...
Наверное родителям талантливого дитя требуется больше ума и трудов, чтобы придумывать способы общения с ним наравне, ограничивая себя в желании видеть в ребёнке маленькую игрушку, которая смотрит тебе в рот и готова верить всему на свете, как смотрят на ребёнка обычно.