История и фотографии городка Нефтяников 50-80гг.
Создана: 13 Марта 2009 Птн 5:34:25.
Раздел: "Город Омск"
Сообщений в теме: 771, просмотров: 511465
-
Предлагаю собрать фотографии городка Нефтяников, сделанные в 50-80 годах. В отличии от темы "Омскъ" в интернете фотографии почти не встречаются, поэтому придется добывать фото самим.
Поскольку большинство фотографий сделано любителями, а не профессионалами, то не надо ругать за качество.
Если у кого есть фото, выкладывайте, не жадничайте, это уже история. -
Насчёт мании величия это к новосибирякам Достаточно почитать, что они о себе в Википедии написали. -
Roman! писал : Насчёт мании величия это к новосибирякам Достаточно почитать, что они о себе в Википедии написали.
Не надо обижаться на недалёких людей, которым нечем похвастаться и они ищут для этого повод в "столичности" Новосиба. У меня много знакомых оттуда и тема "столичности" Новосибирска и "провинциальности" Омска только служит предметом шуток. Все отлично понимают, что всё дело в бюрократических играх.
Как говаривал Конфуций: "Я совершенномудрый муж и я живу в деревне. Помилуйте, какая здесь может быть провинция!" -
Проспект Культуры
Слово «культура» было не слишком популярно в названиях советских улиц. Обычно всегда хватало юбилеев, фамилий вождей и других догматических слов, чтобы назвать одну из центральных улиц заводского посёлка. Следовательно, в обращении к культуре был свой смысл, который воспринимался первым поколением нефтяников по-особому.
Новый коммунистический мир не мыслился без культуры и на её создание, на внедрение в массы (иногда насильственно), советская власть усилий не жалела. Даже исходя из прагматических соображений эти затраты вернулись сторицей – без общей культуры создание супердержавы было немыслимо.
На примере проспекта Культуры можно судить, как же представлялась «культура» в 50-е.
О центральном положении Дворца Культуры на улице и в Нефтяниках уже сказано.
Рассмотрим составные элементы.
Школы.
На проспекте их две - №84 и коррекционная.
Школы для городка Нефтяников были первоочередными объектами. Ещё до запуска нефтезавода работали средние школы №80 в микрогородке Строителей, и №84, считавшаяся нефтезаводской. Они были расчитаны на полный цикл обучения. По улице Химиков первый этаж жилого дома занимала вечерняя школа. До 1960 года начала функционировать начальная школа в жилом доме по ул Мира 60. Существовал огромный интернат по улице Грозной. Под начальные и вечерние школы отводились помещения в бараках, правда, функционировали они недолго – считанные годы.
Больничный городок.
Не случайно медицинское учреждение определяло положение центральной оси. Идеалом коммунистеческого общества была гармонично развитая личность – физически здоровый, полный сил и энергии человек, овладевший всеми культурными достижениями. В таком образе можно видеть скрытую полемику с церковной традицией, которую отрицало новое мировоззрение, и которой стремилось найти полноценную замену. Можно сказать так – место одного из соборов по старорежимной улице Тарской занял храм здоровья по проспекту Культуры. Объективно достижения СССР в создании общедоступной и эффективной медицины к 50-м годам были выдающимися для своего времени. Этим можно было гордиться, выставлять напоказ и делать предметов преклонения.
Парк.
Собственно парк культуры и отдыха советского района появился много позже и в очень упрощённом виде по сравнению с первоначальными проектами. В генпланах 1950 и 1957 года парк детально не разработан, первым полноценным проектом можно считать творчество Нефтехимпроекта. Нам парк известен как место сосредоточения зеленых насаждений, аттракционов и танцплощадки. Полный проект включал в себя также яхтклуб, небольшой клуб, способный функционировать зимой и библиотеку при нём. Опять налицо сделать максимально доступными учреждения культуры, даже навязать их услуги.
Составной частью ПКиО можно считать спорткомплекс «Сибирский Нефтяник». Они связаны между собой. Лишь расположение в стороне от проспекта Культуры не позволяет напрямую связать его с «культурой».
Озелененю городка, созданию парковых ансамблей уделялось особое внимание. Бульварное решение имели городские магистрали – проспект Культуры, улицы Магистральная и Химиков. На проспекте Культуры по сути был создан полноценный парк.
Соцгород превращался в город-сад, утопающий в зелени, радующий взгляд и избавляющий от многих особенностей континентального климата. Но бфыла особенность, которую необходимо отметить: природа представлялась в укрощённом виде, как полностью побеждённая часть окружающего мира. Никаких попыток сохранить естественный ландшафт при строительстве Нефтяников предпринято не было. Впрочем, и сохранять было нечего.
На окраине городка в уменьшенном и упрощённом виде связку Дворец Культуры – школа – парк - жилой массив дублировал мини-городок строителей. Все атрибуты «больших» Нефтяников в нём присутствовали. Данное обстоятельство даёт лишний аргумент в защиту предположения, что набор знаковых объектов заводского посёлка не был просто утилитарным или случайным набором. Имела местопродуманная и чёткая идеологическая схема, сочетающаяся с градостроительной. -
Улица Малунцева
Александра Моисеевича Малунцева считают первым директором нефтезавода, что формально неправильно, но справедливо по существу. Первым «гражданским» директором строящегося нефтезавода был Евгений Михайлович Варшавер, но он никак не успел себя проявить в краткий срок своего пребывания в должности.
Александр Моисеевич был из семьи армянских евреев, обосновавшихся в Баку (или в Нагорном Карабахе – его тоже указывают в качестве места рождения в 1908 году). Говорили, что его настоящая фамилия – Малунцян. Впрочем, армяно-еврейская тема в воспоминаниях о Малунцева ограничивалась констатацией факта. Семья Малунцевых в 1918 году перебралась в Поволжье, потом с наступающей Красной Армией вернулась в Грузию. В Тбилиси Александр Моисеевич закончил нефтяной техникум и начал работать на Бакинском нефтезаводе. В 24 года он закончил заочно нефтяной институт – необходимое условие для занятия руководящей должности - и стал главным инженером самого крупного на тот момент нефтезавода СССР. С 1943 по 1951 ему пришлось возглавлять Краснодарский нефтезавод – то есть восстанавливать его из руин оккупации и зоны боевых действий, организовывать выпуск продукции в тяжелейшие военные и послевоенные годы. Опытнейший управленец и технолог в 43 года получил новое назначение – стал начальником главка «Востокнефтепеработка»: в зоне его ответственности было Поволжье, Урал и Сибирь. Главки по сути были крупнейшим подразделением министерства нефтяной и нефтехимической промышленности, так что Малунцев считался заместителем министра. Перед прибытием в Омск по своему рангу Малунцев входил в высшую категорию «хозяйственных руководителей» СССР.
Официальные источники единодушны в том, что решение сменить комфортную столичную жизнь на хаос омской стройки, переспективы стать министром – на проклятую директорскую должность, у Александра Моисеевича было добровольным. В множестве других случаев в «добровольности» возникают сомнения – партия умела делать предложения, от которых невозможно было отказаться, и человек потом искренне считал, что принял решение самостоятельно. К Малунцеву этот эфемеризм не относился – он сам поехал на передовую из глубокого тыла. Глубоко штатский человек, классический русский интеллигент с тонкой душевной организацией и не утраченным добрым отношениям к людям - по сути обладал харизмой боевого генерала, вождя, за которым люди шли без колебаний в самое пекло. Банальные фразы вроде «он был душой стройки» отражают действительное положение дела.
Своё название улица получила после смерти Александра Моисеевеча, последовавшей в 1961 году. Не случайно она располагается в историческом центре Нефтяников. Малунцев для нефтяников был персонажем архетипичным, вроде демиурга, при котором из первозданного «хаоса» зародился упорядоченный «космос». Если проспект Мира – официальный фасад городка и главная пространственная ось, то улица Малунцева – сакральный центр поселения. Она имеет скрытый интимный характер, о котором не подозревают «чужие», но отлично знают «местные». Гармоничная архитектура улицы, соразмерная человеку, удачно подчёркивает это обстоятельство. Можно утверждать, что нефтяники воспринимали улицу Малунцева как центр своего пространства. Позднее, новые поколения стали употреблять наименования «Малёк», что свидетельствовало об утрате такого восприятия. -
-
Поскольку в общедоступных источниках найти фото Захламино трудно, предлагаю зарисовки, сделанные в начале 20 века.
Художник – Борис Васильевич Смирнов (1881-1954). В 1904 году пошёл в ссылку по этапу, по пути делал зарисовки. Они сохранились. Периодически на них ссылаются краеведы.
К Омску относится несколько пейзажных зарисовок (я их потом выложу в теме ретро-фото). Кроме того, есть несколько рисунков, сделанные на юге Западной Сибири, которые я бы использовал для создания представления о Захламино начала 20 века и годов этак до 30-х.
Мельницы.
В начале века они могли стоять у Захламино. Когда их снесли? – наверняка в 30-е. когда образовался совхоз и зерно централизованно стали свозить на государственные элеваторы. До начала строительства нефтезавода они точно не дожили.
Интерьеры домов можно считать аутентичными (могу выложить фото с печкой недавно купленного срубного домика – вид один в один). Это внутренний вид двухкомнатного сруба длиной до 10 м. С фасада, выходящего на улицу – 4 маленьких окна со ставнями, которые разделены по 2 бревенчатой перегородкой. В Николаевке и Новоалександровке такие дома ещё сохранились.
Рисунок"Шанежки испекла"
Что такое шанежки – не знаю, захламинцы наверняка пекли их. -
Судя по тому, что Вы колеблетесь между булками и ватрушками, то, как и я, видели их издали - в пекарне "Луговская слобода". -
Лисовин писал : Судя по тому, что Вы колеблетесь между булками и ватрушками, то, как и я, видели их издали - в пекарне "Луговская слобода".
У нас в семье так называли ватрушки. А сдобу из магазинов я почти никогда не ел, и о "Луговской слободе" даже и не знаю. :) По-хорошему, это не ватрушки, а булки такие. -
-
-
-